4 ноября 2007

Евгений Герасимов (дополнение к статье)

Опубликовал: | рубрики: Актёры, Гостья из будущего, интервью, Новости |

Это дополнение к статье от Совёнка 🙂

Дополнение 3

КУРЬЁЗЫ

Не секрет, что зрителей зачастую интересуют различные забавные случаи,
происходящие на съёмочной площадке. Порой интересуют не менее, чем сам
фильм. И точно также не являются тайной различные курьёзы, связанные с
участием Е. Герасимова в фильме «Гостья из будущего»: о них наиболее часто
рассказывают в СМИ (костюм; вторая экспозиция; пиротехника; диалог внука с
дедушкой в троллейбусе, услышанный самим Е. Герасимовым). Поэтому я не буду
повторяться. Лучше остановить фокус внимания на смешных, забавных, курьёзных
или просто примечательных нюансах, связанных с другими фильмами или
спектаклями с участием этого замечательного актёра. Они менее известны, а
следовательно, вызывают неподдельный интерес у заинтересованной аудитории.

«Человек, которого я люблю»

Хотя этот фильм не был дебютом Е. Герасимова в кино формально, однако именно
Юлия Карасика (режиссёра ленты) актёр считает своим крестным отцом в
кинематографе: «Ещё пацаном я снимался у Карасика, наблюдал, как он
работает, и сердце замирало от желания самому стать режиссёром, чтобы вот
так же что-то серьёзно объяснять актёрам, что-то бесконечно согласовывать с
оператором, ждать от композитора музыки, а потом сидеть и монтировать
километры плёнки. Это была мечта. Конечно же, реальность оказалась другой,
когда я действительно стал режиссёром и начал снимать свои картины. Но
иногда я вдруг чувствую себя тем самым пацаном…»
Картина «Человек, которого я люблю», вызвала у зрителей и критиков различные
отклики, но сомневаться в успехе фильма не приходилось. Равно как и в том,
что кино смотрели внимательно. И настолько внимательно, что уже в 1966—1967
годах зрители стали подмечать такие детали, изучение которых в настоящее
время превратилось чуть ли не в отдельную отрасль киноведения. Её называют
по-разному, например, сам Евгений Владимирович ведёт на столичном канале
передачу «Кино. Работа над ошибками», а в народе эти киноошибки и нестыковки
именуют киноляпами. А в 1967 году в редакцию «Советского экрана» пришло
письмо от зрителя следующего содержания:
«Товарищи киноработники! Посмотрев кинофильмы «Человек, которого я люблю» и
«Старшая сестра», я, сотрудник органов пожарной охраны, обращаю ваше
внимание на некоторые недопустимые детали. В фильме «Человек, которого я
люблю» есть эпизод, когда главный герой фильма (артист Георгий Жжёнов)
вместе с сыновьями в сарае занимается проверкой мотоцикла. Так вот, обратите
внимание: сарай деревянный, хранящиеся в нём предметы тоже могут хорошо
гореть, мотоцикл имеет бак с бензином, а Георгий Жжёнов, отличный киноактёр,
в одной руке держит промасленную ветошь, а в другой — горящую папиросу. Не
хватало только, чтобы он бросил эту папиросу непогашенной, как это часто
бывает, и… пожара не миновать. Напомню, что правилами пожарной безопасности
категорически запрещается хранение и тем более ремонт мотоциклов и мопедов в
сараях. А кинопримеры, как известно, очень заразительны… Другой эпизод из
того же фильма. Отец с младшим сыном гладят брюки, но утюг-то нужно ставить
на огнестойкую подставку, а не на стол. Это любому известно. А подставки и
нет. Собираясь в дорогу, второпях можно забыть выдернуть вилку и… опять
пожар. Так что герои картины имели возможность погореть дважды. Спасибо,
пронесла нелёгкая!..»

«Время выбрало нас»

В одном из интервью Е. Герасимов обмолвился: «Я не созерцатель, а активный,
деятельный человек». Учитывая этот факт, а также привычку к занятиям
различными видами спорта, нетрудно понять, как мог произойти следующий
случай на съёмках фильма «Время выбрало нас». Случай, в общем-то, не очень
весёлый, но сам Евгений Герасимов назвал его смешным.
«Во время съёмок фильма «Время выбрало нас» приехали мы в десантную часть, —
рассказывал актёр. — Показывают нам аппарат для тренировки приземления при
прыжках с парашютом. Интересный такой тренажёрчик: с высоченной вышки, по
тросам, на роликах, держась за специальную планку, ты катишь со скоростью
спуска. В нужной точке отпускаешь планку, как бы спрыгивая на землю… Мне
страшно захотелось попробовать. Говорю ребятам из съёмочной группы: «Я
возьмусь за планку, а вы меня канатами затащите на вышку». За планку я
ухватился легкомысленно — кончиками пальцев. Ребята же за дело взялись с
энтузиазмом. Так что когда я глянул вниз, прыгать было уже поздно — высота
метров десять. Пальцы к этому времени у меня уже онемели. Кричу:
«Отпустите!» А те думают, что я шучу, и затаскивают всё выше и выше. До
вышки метр-полтора. Высота с десятиэтажный дом. Под вышкой асфальт. Я в
полуобморочном состоянии — держусь за планку из последних сил… Наконец они
меня отпустили. Не помню, как помчался по тросам вниз, где, в какой точке
отцепился. Всё вроде сделал правильно. Подбежали ко мне мои мучители, а я не
могу встать. Оттащили они меня в медсанбат. Там у меня определили какой-то
сложный перелом лодыжки, и всю ногу — в гипс. Лежу, думаю: «Какая глупость…»
В это время приходит режиссёр Михаил Пташук и, потирая руки, этак радостно
говорит: «Здорово, Женя, получилось. Мы теперь сцены в тюрьме будем
натурально снимать. У тебя же по сценарию нога должна быть в гипсе!»

«Ричард Львиное Сердце»

Настоящий курьёз случился на съёмках историко-приключенческой дилогии по
роману В. Скотта «Талисман». Евгений Герасимов не раз потом вспоминал об
этом случае, и вот как он описывал сей забавный инцидент:
«В фильме «Ричард Львиное Сердце» — это моя режиссёрская работа — в одной
роли должен был сниматься Виктор Авилов. Играть нехорошего маркиза. А у него
сцена, когда мощная собака, опознав убийцу, прыгает на него и сбивает с
лошади. Для этого начали натаскивать ирландского волкодава. А ирландский
волкодав — это самая большая собака из всех существующих. Я спрашиваю
дрессировщика: «Ну как?» Он говорит: «Всё, больше не буду натаскивать, а то
мало ли что. Сожрёт ещё…» Думаю: «Ну, достанется же Авилову!» Но выяснилось,
что Авилов куда-то уехал, сниматься не будет, и я решил его роль сам
сыграть. И когда понял, что это я сам буду делать, помощнику говорю: «Ты
больше пса не натаскивай». А съемки были очень тяжёлые. Снимали в Крыму,
платёжки не приходят, кормить нечем, вместо полного кавполка пришёл
отрядишко лошадей в сорок, а из них нужно сделать армию крестоносцев. Нервы
у меня были на взводе, и на площадке я был очень жёстким. И, видимо, это не
только людям передавалось. Когда дрессировщик начал натравливать на меня
волкодава, он на меня не прыгал. Огромная псина, и ни в какую. Я и кошку уже
брал, чтобы он на меня прыгал, и в конце концов, его на мен практически
кинули. Сцена была как у Лермонтова в «Мцыри»: «…упали разом, и во мгле бой
продолжался на земле». Зритель думает, что это меня собака за горло хватает,
а по-настоящему я его морду прижал к своему лицу и держу его за ошейник,
потому что он вырывается. И когда я его всё-таки отпустил, он от меня
сбежал».

«Человек на своём месте» (спектакль)

Как бы то ни было, курьёзные ситуации чаще всего являются результатами так
или иначе складывающихся обстоятельств. А вот способность к розыгрышам,
шуткам — это уже чисто человеческая черта. И поскольку нашему герою ничто
человеческое не чуждо, то однажды он поведал об «одном надувательстве», на
которое вынужден был пойти. Вот что рассказал Е. Герасимов:
«Помню, однажды, приехав с очередных съёмок, решил я вздремнуть перед
спектаклем «Человек на своём месте», в котором играл на сцене Театра имени
Маяковского. Не то чтобы сильно проспал, но из-за автомобильной пробки
опоздал солидно. Они, зная о том, что я в армии не служил из-за гипертонии,
советуют: «Сейчас тебе одно спасение — обморок, только не переиграй».
Смотрю, на меня уже надвигается силуэт завтруппой. Падаю. Ребята вокруг меня
хлопочут, а злющий завтруппой, который всё просёк, вызывает «скорую», чтобы
всё зафиксировать официально. Но я-то человек эмоциональный, и когда нужно,
давление моё может подскочить как угодно… Потом уже, через год через два,
завтруппой спрашивал меня: «Жень, ну скажи честно, ты тогда надул меня,
да?» — «Ну что ты, Алик, — отвечал я ему, — как можно?!». «Ну так вот,
признаюсь, надул я тебя тогда, Алик, надул…»

Источники:

1. Васина Н. «Евгений Герасимов» // ТВ-парк. — 1997. — № 44.
2. Гимонов Н. С. «Кинематографисты, будьте бдительны!» // Советский экран. —
1967. — № 12.
3. Коршунов А. «К вопросу о дефиците времени, или Зачем звёздам
физкультура?» // Советский экран. — 1986. — № 1.
4. Ртищева Н. «Евгений Герасимов, актёр, режиссёр: «Как я боролся с
волкодавом» // Родная газета. — 2003. — № 30.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.