24 мая 2006

Человек за кадром.

Опубликовал: | рубрики: Гостья из будущего, интервью, Новости, Создатели |

На экраны кинотеатров постоянно выходят очередные новинки. Громкое имя режиссёра, игра актёров, сюжет картины…что вас заинтересует? Быть может, что всё сразу. Быть может, вы даже окажитесь под впечатлением от просмотренного фильма и будете в последствии говорить: «Да, это хорошее кино!» Но смею вас заверить, многое так и останется для вас за кадром. Как знать, быть может, как раз самое интересное.

Анна Добровольская,
Школа журналистики «Известия»

Костюмеры, гримёры, художники, осветители… — все те, без чьей работы не обходится создание ни одной картины, всегда остаются по ту сторону экрана. Но сколько всего интересного может рассказать человек, причастный к рождению искусства.

Знакомьтесь, Вера Евгеньевна Линд.

Профессия — ассистент режиссёра.
Стаж работы в кино — 40 лет.
На счёту Веры Евгеньевны:

  • работа на Ленфильме и киностудии им. Горького;
  • частие в создании таких картин, как: «Евгений Онегин», «Родная кровь», «Отцы и дети», «Пароль не нужен», «Старый дом», «Достояние Республики», «Гостья из будущего» и многие-многие другие;
  • встречи на картинах с талантливыми актёрами, среди которых: Евгений Матвеев, Андрей Миронов, Олег Табаков, Фаина Раневская, Ариадна Шенгелая и другие.

Ассистент режиссёра — профессия довольно интересная. В обязанности этого человека входит подбор актёров, проверка их занятости в театрах или в съёмочных группах других картин, подбор участников массовых сцен, грима, репетиций и озвучания, а также составление монтажных листов и контроль за правильностью ставок актёров и участников массовок и групповок. Одним словом, профессия — необходимая, человек на съёмочной площадке — незаменимый. Ведь нужно обладать определёнными чертами характера, чтобы уметь общаться с разными людьми, уметь разглядеть героя или героиню иногда просто в прохожем, да и, наконец, обладать хорошим чувством юмора и жизненным опытом, которые помогают в различных ситуациях, в том числе и на съёмочной площадке. У Веры Евгеньевны, на мой взгляд, всё это есть.

А начиналось всё издалека. Маленькая бойкая девочка просто любила кино. Да, что там кино! Всё вокруг было любопытно и интересно. Однажды Вера просто сбежала с уроков со своей закадычной подружкой Асей, чтобы попасть на первую послевоенную ярмарку. Тут-то и заприметили девочек кинооператоры, освещавшие событие. И уже потом мама была настолько удивлена, что почти не ругала за пропущённые занятия, случайно увидев свою дочь в анонсе событий Ленинграда.

Далее была учёба в швейном училище при фабрике им. Володарского, работа телефонисткой в гостинице «Англетер», на табачной фабрике им. Урицкого…Но везде, где бы не находилась Вера, её тянуло в творческую атмосферу, к интересным творческим людям. Именно поэтому она посещает различные кружки самодеятельности, на которых, кстати говоря, её приметил Михаил Зощенко, отметив её как хорошую рассказчицу. Дружба с писателем продлится до самой его кончины.

К самодеятельности добавились занятия в студии Василия Васильевича Меркурьева и Ирины Всеволодовны Мейерхольд. А с 1947 года Вера и другие ребята из студии встают на учёт на Ленфильм, где с 1953 года Вера становится помощником режиссёра и ассистентом режиссёра по актёрам. Тут-то и начинается самое интересное! Выездные съёмки, знакомства с популярными актёрами того времени: Гариным, Раневской, Ливановым, Ломоносовым, Жеймо и др… Смешные ситуации на съёмочной площадке, взлёты и падения… людские судьбы, переплетающиеся друг с другом — о многих Вера Евгеньевна может рассказать с теплотой.

Встреча с этой женщиной для меня очень значима. Потому что, приоткрывая кулисы театра и кино, водя меня по закоулкам памяти, Вера Евгеньевна смогла не только познакомить меня со многими людьми, но и поделиться своей жизненной позицией, взглядами и ценностями. А самое главное, она заставила на многое взглянуть под другим углом. Что подчас герои интересных историй живут рядом с нами. Что, возможно, твоя старенькая соседка по лестничной клетке может рассказать столько всего интересного о своей жизни, сколько ты нигде больше не сможешь услышать. Что твои близкие люди тоже могут быть героями, пусть лишь в человеколюбии, а ведь это уже многое! Что каждый интересен по-своему. Ведь, как говорил Евтушенко:

Людей не интересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё…

Беседы за чашкой чая, перетекающие из одного вечера в другой, стихи Сильвы Капутикян и Степана Щипачёва, забавные ситуации прошлого — всё это атмосфера, без которой уже трудно обходиться. Поэтому я прекрасно понимаю ребят-создателей сайта «Романтики.Ру», которые поддерживают отношения с Верой Евгеньевной, увлечены фильмом «Гостья из Будущего» и бережно собирают информацию о нём и людях, принимавших участие в его создании. Благодаря этим людям и состоялось моё знакомство с Верой Евгеньевной.

Итак, чтобы вам хотелось узнать?

Вера Евгеньевна, работа над какой картиной запомнилась Вам больше всего?

Трудно сказать. Все фильмы, над которыми я работала, мне по своему дороги. Как и люди, принимавшие участие в их создании. Пожалуй, можно выделить картину «Достояние Республики». Представляете себе такой состав, как Андрей Миронов, Спартак Мишулин и Олег Табаков? Они уже тогда по отдельности друг от друга представляли кладезь эмоций и розыгрышей. А тут такой альянс!

Олег Табаков по сценарию должен был прыгать с крыши монастыря на тачанку и отстреливаться из пулемёта по бандитам. Однако, при первом дубле оружие издало лишь жалобные звуки. Пришлось делать повторный дубль — пиротехник проверил пулемёт, Лёлик опять взобрался на крышу. Прыжок! И опять лишь странные звуки. Мы сделали ещё один дубль. И ещё один…За несколько дней до этого нам должны были передать из Москвы деньги (съёмки проходили под Вологдой), наш бухгалтер их только получила, но затягивала процесс выдачи суточных и зарплаты. А мы ходили, одним словом, «холодные и голодные». И вот, очередной прыжок! Лёлик выкидывает из тачанки бандита, хватается за пулемёт, опять лишь невнятные звуки…и вдруг пулемёт начинает работать, когда уже проскочили оператора, выскочили из кадра. Вместе с долгой пулемётной очередью мы услышали, как Табаков кричит: «Петька, гони в бухгалтерию, пока патроны есть!»

В общем, смешных ситуаций было предостаточно.

Вспоминается ещё, что по сюжету картины у Андрея Миронова было много сцен с верховой ездой, посему он должен был прекрасно ездить на лошадях, следовательно заниматься с группой каскадёров пор руководством Петра Тимофеева. Я сказала Андрею, чтобы он ходил на занятия каждый день, на что он мне ответил: «Вера, я с трёх лет на лошади!» Чему я и поверила. В итоге, когда начались съёмки одного из эпизодов картины (погоня), он ткнул лошадь в бока, а та, неуправляемая им, поскакала совершенно в другую сторону. А наездник, подпрыгивая, кричал: «Сни-ми-те юного ковбоя!!!»

Возмущённая, я высказала Андрею своё мнение, что его юмор зашёл слишком далеко. В тот день он уехал играть спектакль «Фигаро». А через три дня, вернувшись из Москвы к нам в экспедицию, сразу как вошёл, громогласно объявил: «Ты напрасно на меня сердишься и обижаешься! Я привёз документы, подтверждающие, что я действительно с трёх лет на лошади!» И бросил на стол передо мной какой-то пакет. Все, находившиеся в комнате, столпились вокруг стола. Какого же было наше удивление, когда, развернув пакет, мы увидели фотографии с изображением маленького Андрюши верхом на деревянной лошадке. На обороте одной из фотокарточек было написано: «Андрюшеньке 3 года. Лошадку подарил Утёсов».

Вот такие вот были истории.

Вера Евгеньевна, как вы считаете, в чём особенность нынешнего поколения?

Молодые люди имеют сейчас мало интересов и скачут по поверхности, не углубляясь во что-либо. Ребёнок, да и взрослые, уходят в виртуальный мир интернета, и реальность для них кажется бледной. С экранов телевизоров, компьютерных игр можно увидеть насилие, жестокость, а в современных фильмах много агрессии и спецэффектов, пугающих даже взрослого человека.

Сегодня ни мало случаев, когда абитуриент театрального училища не может ответить на вопрос «Какие спектакли ставятся в Малом?» А на вопрос: «Какие пьесы Островского вы знаете?» удивлённые преподаватели получают ответ «Как закалялась сталь». О чём можно говорить после этого? Это я беру только театральную среду.

На первое место вышли деньги. Раньше была идея. Может, это и неплохо, но голова при этом должна быть на месте, так как при всей своей поверхности у этих людей неимоверный гонор. Они считают себя лучшими (подразумевается, «Как же, ведь у меня есть такой папа, а вы ещё думаете, брать меня или нет!»). В итоге наши театральные вузы переполнены вот такими «талантами». Конечно, есть исключения. Но их мало.

Как вы считаете, есть ли будущее у детского кино в России?

Сейчас очень мало фильмов снимается для детей. Нет заинтересованности ни со стороны государства, ни со стороны молодых режиссёров. Поэтому дети продолжают расти на сказках Роу, Птушко, Нечаева. Ну и, конечно, на западных картинах. Взять хотя бы прославленного Гарри Потерра, которого я так и не посмотрела.

Однако в России, в отличие от Запада, как всегда нет средств на новые фильмы или выделяется настолько мало, что снимать что-либо просто невозможно. Зато пачками выходят бесконечные сериалы. Вот и получается, что детское кино выезжает на «старой закваске». Слава Богу, что желающих снять сказку было предостаточно. Это и Надежда Кашеверова («Золушка», «Старая, старая сказка») и Ролан Быков («Айболит66»), и многие другие. Но всё это почётные картины уже пенсионного возраста. Даже «Гостья из будущего», в работе над которой я принимала участие, отметила свой юбилей — 20 лет. Что мы снимали за последнее время? Насколько я знаю, только Нечаевская «Дюймовочка» недавно увидела свет. И всё. Дальше тишина.

О каком будущем тогда можно говорить? Пока у людей не появится заинтересованность к детскому кино, ничего не получится. Ведь это очень важно, чтобы дети росли на достойных фильмах. А наше кино всегда отличалось добротой и любовью. Взять хотя бы картины Роу. Он, как никто другой, понимал ребёнка. Дети уже в начале сказки знали, что победит добро. У него был особый язык кино — сказка была символом радости и счастья, великой надеждой, мечтой. Немаловажен и человеческий фактор. Для детей должен снимать режиссёр, который влюблён в своё дело, отдаётся ему полностью, которому есть что сказать, чем поделиться. Александр Роу всю свою жизнь отличался добротой, лучезарностью и неиссякаемой фантазией, которую он и воплотил в своих сказках.

Вот если появится у нас такие таланты и энтузиасты (энтузиазм в наше время необходим, как и деловитость). Тогда можно будет говорить о перспективах детского кино.

Наверное, так можно сказать о любой профессии?

Конечно! Вот ты хочешь быть хорошим журналистом, писать об интересных людях. Мне кажется, в первую очередь, оглянись вокруг. Может быть, твои герои рядом, быть может, даже в родном доме. Что ты знаешь о своих бабушках и дедушках? Кто живёт с тобой в подъезде? Может быть, они — герои твоих очерков? Кто знает… Ведь они прожили интересную и в тоже время страшную жизнь. Подумай над этим. И пока они, твои близкие, рядом запиши рассказы об их времени, жизни, молодости, любви и ошибках. Тебе потом будет легче общаться с людьми этого поколения, да и вообще с разными людьми.

Научись отличать злого человека от злобного. Доброго от добренького. Ведь это совершенно разные понятия. Злость может быть сиюминутной, злоба может сидеть в человеке всегда. Помни, что есть люди даровитые и есть воровитые, есть ведущие и заведущие. Добренькие будут ахать, охать и давать немыслимые советы. Добрый, ни охая, ни ахая, найдёт возможность помочь, стараясь сделать это деликатно и не требуя от тебя ежедневной благодарности. Я в этом убеждалась много раз.

Учись наблюдать, видеть, анализировать!

У нас 3 комментария на запись “Человек за кадром.”

Вы тоже можете высказать свое мнение.

  1. 1 25.05.2006, Избор:

    “Петька, гони в бухгалтерию, пока патроны есть!”

    вот это про нас.

  2. 2 25.05.2006, Collega Proul:

    Товарищи, вы будете меня ругать, но мне кажется, что нашему детскому кино в буржуазном мире делать нечего. Оно целиком создавалось при социализме. Не было у нас детского кино до революции, а то, что появляется сейчас, абсолютно «чужое» по своему духу. Песня Роберта Рождественского в фильме «Азирис Нуна» выглядит издёвкой. То есть традиции нашего детского кино не состыкуются с нынешним образом жизни. Будет ТАКОЙ или подобный образ жизни — будет и ТАКОЕ кино.

  3. 3 25.05.2006, Избор:

    Коллега, Вы сегодня необычыйно пессимистичны.
    буржуазия приходит и уходит, а добро побеждает зло извечно.