Экспедиция на киностудию имени Горького 20 мая 2005 года (продолжение)
Опубликовал: Andrew | рубрики: Фотоматериалы |Друзья, Вы уже видели часть фотографий с данного мероприятия. Теперь мы предлагаем Вам подробный отчет.
Подготовил Andrew
Участники: Andrew, Donald, Falcon, АВП, Горын
Киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького. Сколько добрых, теплых фильмов всплывают в памяти при этих словах, которые остаются в сердцах миллионов наших людей среднего и старшего возраста, которые застали то золотое время расцвета нашего детского кинематографа. И мы до сих пор смотрим и любим эти фильмы, которые, к сожалению, вытеснены с экранов. Перечислять их не имеет смысла, ибо, если Вы случайно переключая каналы Вашего телевизора, наткнулись на старый детский фильм, то будьте почти уверены, что он был снят на этой знаменитейшей киностудии. Тяжело писать эти слова, еще тяжелее их слышать тем, кто отдал всю свою жизнь на благо детского кино, потратил столько сил и энергии, чтобы детишки, ребята вырастали с мыслями о том, что добро всегда побеждает зло, что свет всегда покроет тьму, и что нужно помогать и делится любовью с ближним. «Дети — цветы жизни», «Дети — наше будущее» — с этими словами в сердце мы воспитывали своих детей, вкладывая в них всю свою любовь, в том числе посредством фильмов. А что сейчас? «Дети — это обуза»! Вот принцип нынешнего поколения, нынешней власти, которая и пальцем не пошевельнет, чтобы выделить средства для поддержания детского кино, которое практически умерло. Да-да, друзья, за громкими словами о 90-ем юбилее киностудии Горького, почти никто и словом не обмолвился, что киностудии практически больше не существует! Невозможно передать словами ту боль, что испытывают старожили, проработавшие на ней всю жизнь. Только стыд и горечь, позор и безмолвная блуждающая улыбка по былым временам, когда они работали на благо детей.
Такие мысли, друзья, посетили нас, когда мы попали на территорию киностудии и провели на ней несколько часов. Холл центрального входа отделан под евроремонт, все чисто, безмятежно, тихо. Любезная охрана проверяет пропуска. Кажется, что сейчас где-то внутри идет съемка очередного фильма. Но, прислушавшись внимательнее, понимаешь, что тишина эта — мертвая. Проходим мимо охраны, предварительно получив пропуска, и попадаем внутрь. Сворачиваем в слабоосвещенный длинный коридор. Под потолком висит световое табло с незамысловатой надписью на толстом стекле: «Тихо! Съемка!». Лампочки, наверное, уже давно перегорели. Горын просит сфотографировать его на память.
Встречаем сотрудника киностудии, художника-декоратора Владимира Комарова, который охотно согласился рассказать нам немного об истории, нынешнем положении дел, и показать путь к стеклянному зданию, где, собственно, и создавались детские и юношеские фильмы. О плачевном состоянии внешнего вида здания Вы можете отчасти судить по фотографии.
Открываем со скрипом старую дверь. Попадаем в фойе. И нам на глаза сразу же попадаются знакомые слова из потертых букв, вызвавшие чувство ностальгии и горечи: «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького».
Сколько мальчишек и девчонок, которые стали в будущем знаменитыми актерами, а многие лишь блеснули на телеэкране в совсем еще юном возрасте (да еще как!) проходили через эти двери!
Немного потоптавшись на месте, вместе с Владимиром пробираемся по замысловатым коридорам киностудии и попадаем в макетный цех. Пока шли до него, в некоторых местах на нас капала вода с худой крыши. Хорошо, что не сильно, а то было бы не избежать открывания зонтов. Очередной скрип двери и мы на пороге цеха. Нас встречает старейший работник, проработавший более 50-ти лет на студии, Александр Матвеевич Коростылев.
Несмотря на удручающее положение, работа все же есть. Заказали железнодорожные вагоны для съемок какого-то фильма. Мы его отвлекли от работы, хотя срок сдачи был близок, и попросили рассказать о его жизни на студии вот уже более полувека! Замечательные истории о съемках некоторых фильмов, в которые он вкладывал свое мастерство, в частности, детской сказки «Морозко», «Лиловый шар» были рассказаны им так, как будто съемки только недавно закончились. А вот в «Гостье из будущего» ему не пришлось работать. Прямо по цеху бегают черные котята, и АВП не преминул погладить за ухом особо смелого.
Следующим пунктом нашего назначения был кабинет с картотекой актеров. Мы отправились в обратный путь, поблагодарив Александра Матвеевича за теплый прием и интересный рассказ. Пройдя не одну сотню метров, мы поднялись на один из этажей, проследовали по слабоосвещенному коридору с потертым линолеумом и подошли к неприметной двери с табличкой: Марлен Хуциев. Нам дали в руки несколько ящиков забитых до отказа карточками с фотографиями и остальными данными по каждому конкретному человеку, когда-либо принимавшего участие в кинопробах и съемках фильмов. Получив каждый по ящику и расположившись прямо в коридоре, мы начали отыскивать тех людей, которые нам были нужны.
Но, к нашему сожалению, мы почти никого не нашли. Причина проста: картотеку банально растащили! Пропало огромное количество бесценной информации. Большая часть картотеки была просто выброшена на помойку. Туда же последовали бесценные фотопробы кандидатов на роли в разные фильмы. И мы с вами никогда уже не узнаем, как могли бы еще выглядеть Алиса или Коля, ведь претендентов на эти роли было очень много. Или как мог бы выглядеть Штирлиц, если бы его не сыграл Тихонов.
Огорченные подобным поворотом событий (мы очень надеялись на эту картотеку), мы отнесли ящики на место и отправились перекусить. Немного подкрепившись, с уважаемым Владимиром идем в музей киностудии. Он с Марком Иохоновичем Волоцким, который был превосходным киноисскуствоведом, директором этого музея на голом энтузиазме пытались сохранить то, что таяло, буквально, на глазах. Но музей — это громко сказано! То, что предстало нашему взгляду, могло вызвать, по меньшей мере, удивление: «Это что? Музей?» Комната, примерно 40 кв.м., снизу доверху забитая инвентарем, экспонатами из разных фильмов. Входить туда можно только в рабочем халате, иначе выйдешь оттуда с ног до головы в пыли. Дирекция киностудии никак не может выделить помещение для создания нормального музея. То, что сразу бросилось в глаза — это гора пленок различных фильмов, пылящихся в углу. Пройдя несколько метров, мы наткнулись на миниатюрный флип с куклой внутри.
С трудом пробираясь по «музею» был обнаружен костюм из фильма «Через тернии к звездам».
Покопавшись еще несколько минут в этом нагромождении разных предметов, среди которых можно найти очень много интересных кинореликвий, мы вышли, усиленно стряхивая с одежды пыль.
Поблагодарив Владимира Комарова за уделенное нам время, и надеясь на то, что, в конце концов, будет выделено помещение для настоящего музея, мы, проходя мимо павильона, где 20 лет назад находилась машина времени, отправились к выходу с бывшей фабрики детских сказок.