21 марта 2009

Скрижаль

Опубликовал: | рубрики: Новости, Проза, Творчество |

Рассказ навеян фильмом
«Воспоминания о будущем»

Сорок лет назад

Яркий самолёт опустился на площадь, выложенную плитами вулканического базальта, посередине заброшенного древнего города. Длинные улицы уходили вдаль и терялись в наступавших веками непроходимых джунглях. А посреди развалин города высились уцелевшие каменные исполины — уступчатые пирамиды, поднимавшиеся, казалось, до самого неба.
Люк самолёта открылся, и из него высунулась фигура субьекта, который осторожно спустился на землю, повёл носом, как будто хотел ощутить запах древней культуры, и выкрикнул:
— Давай, выгружайся!
Дюжие грузчики вытащили из грузового отсека чёрный кофр с аппаратурой и поднялись за следующим. Грузы поменьше носил сам пилот, по своей комплекции тоже напоминавший классического биндюжника — работал за двоих. Старался и его молодой помощник. Когда всё было выгружено, группа прямо на площади разбила бивак. Путешественники выстроились в очередь к источнику на краю площади.
— Вот уже пять тысяч лет, как здесь бьёт этот источник и никогда не иссякает. Недаром жители этих мест считали его священным, — говорил главный в группе.
— Но ведь теперь здесь никто не живёт? — переспросил лётчик.
— Не живёт, — сказал главный. — Две тысячи лет назад великий народ почему-то отсюда ушёл и больше никто не встречал его людей. И никто не знает, куда они исчезли. Мы первые в этих местах, — сказал он не без гордости и нащупал в кармане сигару. — Первые, кто запечатлеет тайну Храма Неба на киноплёнку.
Стояла зёздная ночь. Густая тропическая тишина прорезалась стрекотанием цикад и криками незнакомых птиц. Главный в группе — режиссёр сидел у костра и яростно о чём-то спорил с оператором, яростно отгоняя летевших на свет москитов. Помощник режиссёра объяснял план съёмок пилоту, который доедал банку мясных консервов.
— Значит так, — говорил он, — завтра мы снимаем два общих плана здесь, один внутри храма и один кадр воздушной съёмки. Погода должна быть солнечная. Если нет, полёты переносим на завтра. И ещё мы планировали сделать съёмки того храма на горе Попукуанко, но мы не уверены. Туда можно сесть?
— Нет такой горы, на которую нельзя посадить самолёт. Есть плохие лётчики, — невозмутимо ответствовал пилот, чем вызвал у сидевших вокруг костра здоровый смех.
— Может, есть плохие самолёты? — попробовал кто-то подзадорить его.
— Нет плохих самолётов, — ответил пилот как ни в чём не бывало, отбросил опустошённую жестянку и продолжил свою мысль: — Были бы крылья, а уж взлететь на них я сумею. А иногда и без них.
Снова раздался мощный разряд хохота, вспугнувший стаю летучих лисиц.
— Вот вы скажите, — спросил помощник пилота у режиссёра, — а что вы такое ищете в этих храмах? Чем они примечательны? Я понимаю, что тысячи лет, что всё такое, но мне кажется, вас интересует другое.
— Ты прав, — сказал режиссёр. — Пожалуй, я тебе расскажу, хотя у нас и есть негласное правило не выдавать никому. Недавно археологи, которые изучали эти храмы, обнаружили в них странные фрески и барельефы. Там изображены какие-то странные люди. Таких не было никогда. Люди в каких-то непонятных шлемах, с непонятными аппаратами. Они похожи на современных космонавтов. Ты увидишь, когда мы будем снимать. Потом докопались, что в древних священных книгах, созданных теми, кто воздвиг эти храмы, говорится о богах, которые сошли с неба в огненных шарах. Они научили людей письму и счёту, гласит легенда. Учили обрабатывать железо и наблюдать за звёздами. А пирамиды, которые мы здесь видим, соотносятся по своей величине как планеты Солнечной системы. Разве мог знать такое народ, у которого не было даже телескопов?
— А если у них был какой-то телескоп? — не унимался скептик.
— Если даже и был, как бы они могли вычислить размеры планет? Они же не знали законов тяготения, — ответил режиссёр. — Я думаю, что все эти площади и террасы на самом деле когда-то служили посадочной площадкой для инопланетных кораблей. Вон там, видишь, развалины? Мне кажется, это был технологический порт обслуживания.
— Интересно! — сказал помощник пилота.
— Более того, — продолжал режиссёр, — я почти наверняка уверен, что наше человечество вообще пришло с других планет. Все ругают эволюционную теорию за то, что нельзя найти недостающее звено между человеком и обезьяной. Так может быть, его стоит поискать в космосе?
— Как так? — вставил пилот, давно с интересом следивший за рассказом.
— Возможно, — начал режиссёр, — много тысяч лет назад, может быть, миллион, на Землю совершил аварийную посадку корабль с другой планеты. Его экипаж, чтобы выжить, должен был расселиться по планете. Слиться с местными жителями, если они были. Даже с обезьянами, потому что иного выхода у них просто не было. Но тогда они утратили свои знания и технологии…
— И превратились в людей каменного века, — сказал помощник пилота. — Интересная у вас теория, но слишком фантастическая. Но многие, наверное, поверят. Всё-таки произойти от богов намного интереснее…

Песня богов *

Мара-рома, биба-буль!
Укс, кукс, эль!
Редэдиди дидиди!
Пири-пэпи, па-па-пи!
Чоги гуна, гени-ган!
Аль, Эль, Иль!
Али, Эли, Или!
Эк, ак, ук!
Гамчь, гэмчь, ио!
Рпи! Рпи!

* Стихи В. Хлебникова.

Десять тысяч лет назад

— Вот что, — сказал Старик, — так дальше продолжаться не должно.
Хмурый кивнул. Он прекрасно его понимал — не было нужды в пояснениях. Но Старик продолжил:
— Мы выполнили задание наших предков — мы основали колонию на этой планете. Мы построили наше Убежище. Но почему сюда не садятся другие наши корабли? Мы не можем этого знать. Возможно, на нашей родине случилась катастрофа. Однако сегодня  колония вырождается. Нам не хватает энергии — вышел из строя конвертер. Самостоятельно починить его мы не можем. И наступает время для важного решения.
— Что ты, Старик, задумал? Нам некуда уходить, — возмутился Хмурый.
— У нас ещё есть последний резерв, — продолжал Хмурый. — Это камера анабиоза. У неё есть автономный источник энергии. Мы ещё помним знания нашей цивилизации, но уже не сможем их передать молодому поколению. Посмотри, они уже часть здешней природы. Они лазают по деревьям, как обезьяны, охотятся на зверей и едят местные плоды. Они даже слушать не хотят, что где-то за небесами есть их Родина, где их братья и сёстры живут в больших светлых домах, строят машины, животных не убивают, а плоды возделывают в прекрасных садах. Но мы не должны оставаться в стороне.
— Не хочешь ли ты, Старик, — спросил Хмурый, — чтобы мы предоставили им свободу и отпустили убивать всех вокруг?
— Наоборот, Хмурый, — заверил Старик. — По моим вычислениям, на планете скоро начнётся ледниковый период. У нас нет возможности переждать его в Убежище, если только мы не заляжем в анабиоз. Ты, Хмурый, изучал историю. Ты лучше всего знаешь, как жили древние люди. Я хочу доверить тебе судьбу наших детей. Ты возьмёшь их и уйдёшь с ними на материк. Ты научишь их самому необходимому: делать орудия, строить дома, добывать огонь и возделывать землю. Вы построите корабли и расселитесь по всей планете. Но главная твоя миссия — предостеречь их, чтобы они никогда не повторили ошибок наших предков. Не воевали, не враждовали, не притесняли друг друга. Остальные же, кто прилетел на эту планету в корабле, будут ждать своего часа в анабиозе.
— Согласен с тобой, Старик, — сказал Хмурый. — Думаю, что товарищи будут не против.
Он взял микрофон и проговорил в него:
— Внимание, говорит комендант Убежища. Всем срочно собраться в камере управления. Внимание! Всем срочно собраться…

…Никто не узнал, что через десять лет после того, как племя Хмурого ушло на материк, остров, где стояло Убежище, ушёл под воду. Сигналы передатчика прекратились. Спасать поселенцев было некому, и никто не прилетел с далёкой недоступной Родины.
А ещё через двадцать лет внуки Хмурого повстречали в непроходимых лесах обезьян, которые были удивительно похожи на людей. Но они ещё не умели даже разговаривать. Два племени подружились и стали защищать друг друга.
А ещё через год на небе вспыхнула удивительно яркая звезда, сияние которой было видно даже днём. Когда она зажглась на небе, все видели, как Хмурый закрыл лицо руками и долго, долго плакал, а потом ушёл. И больше его никто не видел.

Рапр, грапр, апр! Жай!
Каф! Бзуй! Каф!
Жраб, габ, бакв — кук!
Ртупт! Тупт!

Несколькими веками ранее

— Значит, вы утверждаете, что нашей планете угрожает гибель? — спросил Финансист, не отрывая взгляда от лежащих на столе документов.
— Утверждаю. Наше Солнце грозит перейти в состояние сверхновой — на нём наблюдается аномальный рост активности. Поэтому я представил вашему вниманию проект звездолёта, на котором можно было бы эвакуировать с планеты хотя бы небольшую группу людей, способных к размножению, — закончил Профессор.
— Мне известно, — начал Финансист, — что вы предлагали ваш проект правительственным ведомствам нескольких развитых государств. Что они сказали вам?
— Они сказали, что у них нет денег на осуществление столь амбициозного проекта, — ответил Профессор.
— Так что же, — сказал Финансист, — вы полагаете, что такие деньги могут найтись у меня?
— Насколько мне известно, — улыбнулся Профессор, — в отличие от правительств, вы не тратите средств на гонку вооружений. К тому же всему научному миру известно ваше имя благодаря той помощи, которую вы оказали мировой науке.
Финансист был чрезвычайно польщён, однако усилием воли согнал с лица улыбку и сказал:
— Вы правильно рассуждаете. Поскольку речь идёт о спасении всей планеты в целом, я не смогу оставаться в стороне. Всю жизнь я насыщал общество услугами и товарами. А что я буду делать, если у меня не станет клиентов? Нет, забота о выживании человечества — мой долг. Поэтому вашему проекту я окажу безусловную поддержку. Можете не сомневаться: звездолёт будет построен моей корпорацией! Но сначала я обязан вам кое-что показать.
Он нажал на потайную кнопку, и в углу открылся замаскированный проход. Профессор и Финансист вошли в него, и тогда проход закрылся.
— Добро пожаловать в мою сокровищницу, — сказал Финансист и включил освещение.
— Поразительно! — сказал Профессор, закрыв глаза рукой от сияния драгоценных камней и золота. — Столько легенд ходит о вашей коллекции древних произведений искусства, но ещё никому не удавалось увидеть её целиком!
Профессор знал, что говорил. Археология была давним увлечением Финансиста. В поисках древних сокровищ тот объездил весь мир и нередко выделял огромные суммы и технику археологическим экспедициям, чуть только узнавал, что в предполагаемом памятнике может быть золото. Однако найденные реликвии он упорно не продавал музеям, а содержал в частной коллекции. Академики сокрушались: какой могучий талант в лице Финансиста пропал для науки!
— Я должен показать вам то, чего ещё не видел ни один учёный, — сказал Финансист. — Много лет я сам ломал голову над этим таинственным предметом, однако только сейчас я могу показать вам его сущность. Взгляните сюда…
Он подвёл Профессора к стенду, внутри которого покоилась гранитная плита. На ней были высечены ряды странных иероглифов, между которыми ясно виднелась карта полушарий. Вокруг неё — фигуры людей в чём-то, похожем на скафандры. А на оборотной стороне плиты — схема планетной системы и незнакомые, чужие созвездия.
— Что это? — воскликнул Профессор. — Откуда это у вас?
— Это стела из храма на острове в Южном океане, — сказал Финансист. — Знали бы вы, каким опасностям я подвергался, прежде чем нашёл её. Инженеры моей корпорации расшифровали эти иероглифы при помощи компьютера. Здесь написано, что нашу планету давным-давно посетили боги, которые оставили эту карту и схему. Что они сотворили человека по своему образу и подобию. Видите ли, — вздохнул он, — в последнее время много пишут о том, что человек не произошёл от обезьяны, а появился на нашей планете из космоса… Так вот, Профессор, есть ещё одна скрижаль из того же храма. Я думаю, вам будет любопытно взглянуть…

20 марта 2009 г.

У нас 3 комментария на запись “Скрижаль”

Вы тоже можете высказать свое мнение.

  1. 1 23.03.2009, Sovyonok:

    Во время чтения на какие-то моменты забывала, что читаю не обычную книжку, взятую, скажем, из библиотеки, а рассказ товарища. Наверное, такое «погружение» и есть одна из составляющих самого главного. Спасибо, получила удовольствие!

  2. 2 19.06.2009, shept:

    Такое ощущение, что весь рассказ чистая «нарезка» с других рассказов.
    Почему? Не помню, кто написал рассказ, но в нем тоже летали в прошлое чтобы снять кино в «реале», тоже самое и по другим частям. Плагиатом попахивает.

  3. 3 21.08.2009, Коллега Пруль:

    Ничего подобного. В прошлое мои герои, чтобы снять кино, не летали. Что-то вы неверно поняли.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.