7 мая 2015

Оксана Компаниец. Мозаика судьбы

Опубликовал: | рубрики: Новости |

Оксана КомпаниецСреди создателей фильма «Гостья из будущего» было несколько каскадёров. Пираты, падающие с высоты и перебегающие улицу по крышам машин – это группа под руководством Олега Викторовича Корытина. Особенно восхищала миллионы ребят Алиса – маленькая девчонка, а такая ловкая! Запросто перелетает через забор, смело выпрыгивает из окна третьего этажа. Вот, что значит быть всесторонне развитым человеком будущего! Но титры намекали что без юной каскадёрши и здесь не обошлось. Оказалось, что эта бесстрашная Алиса – юная Оксана Компаниец – в то время кандидат в мастера спорта. К сожалению, до настоящего времени о ней практически ничего не было известно. Несколько кадров фильма со смазанным изображением лица довольно симпатичной девочки, имя, фамилия, информация о спортивном статусе и всё! И так на протяжении 30 лет! Однако буквально недавно нам удалось восстановить справедливость – мы нашли этого неординарного человека удивительной скромности!

— Особенно-то и рассказывать нечего, обычная жизнь — задумчиво отвечает Оксана по телефону звонким голосом. – Давно это было. Занималась спортом. Фотографии? Фотографий почти нет, мы и не фотографировались особо. Чем сейчас занимаюсь? Художник. Реставратор…

Буквально через две минуты разговора я понимаю, что надо взять паузу, чтобы своё ошарашенное состояние перевести в набор вопросов для совершенно иного рассказа. Не интервью, а обстоятельного рассказа, со вставками фрагментов телефонного разговора, чтобы в коротких фразах донести хотя бы некоторые крупинки характера этой интересной личности. Паузу мы взяли на месяц. Месяц, в течение которого была переписка, оформление разрешения на фотографирование объектов, уточнение деталей и переформатирование моего восприятия этого человека. В конце концов созвонились ещё раз. Так получился этот текст. И он совсем не про то, как девочка перепрыгнула через забор. Он о человеке, совершившем весьма неожиданные, но удивительно красивые виражи в своей судьбе. Судьбе, тесно связанной с новейшей и давней историей нашей страны. Звучит высокопарно? Да нет, пожалуй. Это обычная жизнь Оксаны Компаниец.

Итак, начинаем повествование. И начинаем с заполнения пробелов в важнейших биографических данных…

Компаниец Оксана Ивановна.

Дата рождения: 26.08.1971.

Папа – Компаниец Иван Николаевич – педагог, преподавал философию в сельхозинституте.

Мама – Компаниец Валентина Михайловна – инженер, конструктор, проектировщик, работала в НИИМЭСХ (Научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства).

Детство Оксаны – в основном, спорт и тренировки. Она училась в спортивной школе, а точнее – в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва Пушкинского района Ленинграда, в отделении спортивной гимнастики. Кстати, стоит заметить, что к настоящему времени – за более чем 35-летний период – это отделение стало одним из лучших не только в Санкт-Петербурге, но и в стране, подготовив более 20 мастеров спорта СССР и России. Оксана Компаниец входила в сборную Ленинграда по спортивной гимнастике.

Стадион им. С.М. Кирова, Олимпиада-80В 1980 году Оксана в составе группы гимнасток принимала участие в открытии Олимпиады-80. Но не в Москве, а в Ленинграде! Возможно, кто-то из читателей помнит, что часть соревнований Олимпиады-80 проводилась в других городах Советского Союза: Таллин (старт парусных регат); Киев, Ленинград и Минск (предварительные игры футбольного турнира); подмосковные Мытищи (соревнования по пулевой стрельбе). Так вот, открытие олимпийского футбольного турнира в Ленинграде проходило на стадионе им. С.М. Кирова.

Торжественное открытие олимпийского футбольного турнира на стадионе им. С.М. Кирова, г. Ленинград. Дата съемки 20 июля 1980 г. Автор съемки Е. Ефремова. ЦГАКФФД СПб.— Нас возили на Икарусе, жили в гостинице, — вспоминает Оксана — Нам надо было представить массовость: упражнения «шарик вверх, шарик вниз» – чтобы всё синхронно было. Долго репетировали. Специальные костюмы шили: жёлтая футболка, жёлтая юбочка. Мячи: желтые и зелёные полосы. Помню полосатую резиновую дорожку на стадионе. Солнце грело. И мы с этими мячами…

Несколько слов – и вот картинка, запечатлённая с высоты детского роста и детского возраста, такая яркая и теплая. В Интернете сохранилась чёрно-белая фотография того момента, Оксана помогла её найти. Но главное – она поделилась снимком из личного архива, на котором вся её группа! Вот эта фотография, в первом ряду вторая слева — и есть Оксана Компаниец в 1980-м году:

Оксана Компаниец в группе художественной гимнастики, участвовавшей в открытии Олимпиады-80 в Ленинграде. (Из личного архива)

— Мы мало что понимали – были детьми – да нам особо и не объясняли, что это открытие Олимпиады или просто выступление.

— Ваше выступление показывали по телевизору?

— По телевизору не помню, чтобы смотрела, мне не интересно было. Сделали – и нас отпустили, начались каникулы.

Группа гимнасток часто ездила по городам СССР: Кировоград, Фрунзе, Москва. Были в Румынии. Выступления, соревнования…

Долго ли, коротко ли, развивалась карьера Оксаны в отделении спортивной гимнастики, но однажды в её школе появилась команда каскадёров под руководством Олега Викторовича Корытина. Они арендовали спортивный зал для тренировок к съёмкам в фильме «Гостья из будущего». В той же школе они отрабатывали трюки падения из окон. Когда возникла задача найти дублёршу, наиболее похожую на Наташу Гусеву, Олег Корытин заприметил Оксану. Точнее сказать, она оказалась в числе трёх претенденток на роль.

— Нас было трое, кого позвали. На что они смотрели? Внешний вид, попросили что-то сделать, подпрыгнуть. Ну, и вот, по каким-то там параметрам выбрали меня.

Юную гимнастку никто специально не обучал каскадёрскому мастерству. Оказывается, всё, что она делала в фильме – простая работа для спортсмена её уровня.

Съёмки с участием Оксаны проходили летом в каникулы. У её папы в это время был отпуск, поэтому в Москву они поехали вместе. Жили в гостинице несколько дней, так что успели даже погулять по Ботаническому саду. На каждый эпизод требовалось не меньше дня, так как необходимо было подготовить оборудование, снаряжение, всё проверить, дождаться нужного освещения, сделать несколько дублей. Всем руководил Олег Корытин, он присутствовал и во время съёмок трюков.

Как известно, в фильме 3 эпизода с участием Оксаны: перебегание перед троллейбусом, прыжок переворотом через забор туда и обратно, прыжок из окна – всего 5 кадров (примечание: «кадр» в кинематографе — это отрезок фильма с непрерывным действием между пуском и остановкой киносъемочного аппарата):

Пять кадров с Оксаной Компаниец

Похожий кадр был и с Алисой, но он не вошёл в фильм Но, оказывается, был ещё один кадр, который не попал в окончательный вариант фильма! Помните пиратов, в 4-й серии перебегающих дорогу по крышам машин? Вот точно так же – по крышам машин – перебегала дорогу и Алиса!

— Стояли они или медленно двигались, я не помню, но это было не особо напряжно, — говорит Оксана. – Почему не включили в фильм, я не знаю.

За троллейбусом видно, что я убегаю. А был другой дубль, где меня вообще не видно за троллейбусом. Помню, что все испугались очень сильно. Мне же сказали, что надо максимально близко перебежать, я так и сделала. Мне сразу и платье это подарили, и тапочки, в которых я бегала, и отпустили.Кстати, Оксана сетует, что в эпизоде с троллейбусом был выбран худший дубль.

— За троллейбусом видны мои ноги. Можно догадаться, что я убегаю. А был другой дубль, где меня вообще не видно за троллейбусом. По каким-то соображениям его не выбрали.

— А перед этим есть другой кадр, где Алиса просто подбегает к троллейбусу. Судя по хорошей технике бега – это тоже Вы?

— Да, оба кадра – я. Помню, что все испугались очень сильно, потому что, получилось очень так натуралистично: перед самым троллейбусом, как требовалось. Мне же сказали, что надо максимально близко перебежать, я так и сделала. Мне сразу и платье это подарили, или сарафан, и тапочки, в которых я бегала, и отпустили.

Теперь мы можем только догадываться, почему лучший дубль не попал в фильм. Вероятно, кадр выглядел настолько опасным, что взрослым неловко было его оставлять.

— Кстати, а куда делся сарафан, который Вам подарили? Вы его носили? На Вас оглядывались?

— Положила в шкаф. Там, наверное, и лежит. Он не для повседневного употребления, покрой неудобный — какой-то “космический”.

— А тротуар во время съёмок не перекрывали? Судя по неподдельному интересу зевак, присутствовали настоящие прохожие.

— Я не знаю откуда люди. Водитель троллейбуса был каскадёром.

— А для прыжка через забор Вы специально тренировались?

— Нет, не тренировалась. Это же всё легко было сделать.

— Интересно, что прыжок из-за забора сделан в виде обратной съёмки. Скорее всего, это такая маленькая шутка создателей. Но был ли дубль с “правильным” прыжком оттуда, когда Вы реально выпрыгивали с той стороны?

— Нет, все дубли были в одном направлении.

— А как приземляются каскадёры?

— В зависимости от эпизода. Например, прыжок пирата из окна 3-го этажа был на коробки, они долго их укладывали вначале, всё проверяли.

— А почему именно на коробки? Так по сценарию было?

— Нет, они только для мягкости использовались. Это меня подстраховывали, а он же без страховки прыгал.

— А что на съёмках запомнилось больше всего?

— Запомнила режиссёра – выделяющаяся личность. Пришёл, сел, дал указания, ушёл. Видно было, что серьёзный человек.

— Вы общались с другими ребятами или актёрами в дни проведения съёмок?

— Нет. Только один раз в автобусе пересеклись. Помню эту девочку Марьяну, такую с косичками, и «Алису». Но особо не общались.

— А почему в автобусе? Были совместные кадры?

— Совместных кадров не было. Наверное, просто ехали в одно и то же место на съёмки.

— Оксана, скажите, а как Ваши одноклассники отнеслись к тому, что Вы снимались в фильме?

— А они не знали.

— Как это не знали??? Вы никому не рассказывали?!

— Нет, не рассказывала. Это было летом. Мы съездили, приехали, и я уже как-то и думать забыла. С одноклассниками вообще этот вопрос никак не обсуждался. В спортивной группе, откуда меня отобрали, знали, а в классе никто, по-моему, не знал.

Продолжив занятия спортом, О.Компаниец стала Мастером спорта СССР по спортивной гимнастике. Заслугу в этом Оксана отдаёт своему первому и единственному тренеру – Ольге Федоровне Моховой (упоминание о которой имеется здесь). Это она научила с легкостью исполнять сложнейшие элементы, она «благословила» на съёмки, под её руководством Оксана стала Мастером спорта.

Однако, основная специальность героини нашего рассказа оказалась совершенно в другой области, а дальнейшая судьба сложилась весьма интересно. После школы она поступила в Ленинградский сельскохозяйственный институт (ныне – Санкт-Петербургский государственный аграрный университет). «Ага, значит она стала аграрием», — подумает простой читатель и ошибётся! В сельхозинституте она занялась изучением и выращиванием цветов. Внимательно наблюдала за растениями. Лепестки, соцветия, ветви… Всматриваясь в изгибы нерукотворных воплощений природной гармонии, она словно предчувствовала своё красивое будущее, где ей придётся восстанавливать Гатчинские лепные растительные орнаменты архитекторов Ринальди и Бренны. Но до этого будущего ещё было два «манёвра» и долгие годы учёбы и практики… А пока Оксане предстояло пройти всего лишь практику преддипломную, на последнем курсе обучения в сельхозинституте. И послали её проходить эту практику не куда-нибудь, а в Павловский парк, точнее – в Собственный садик Марии Фёдоровны.

Нетрудно догадаться, что группы деревьев, клумбы и газоны Павловского Парка – это не просто сельскохозяйственные объекты, а произведения искусства, как и вся окружающая архитектура. Эта ли красота повлияла на Оксану или врождённые способности к рисованию, переданные мамой – наверное, всё вместе, но Оксана совершила новый поворот в карьере. Вместо продолжения научных исследований в аспирантуре, куда ей рекомендовали поступать, она стала изучать особенности работы мастеров Палеха и Иконописи в Школе народных ремёсел. И не прогадала. Способности проявились быстро, дело заладилось, появилась работа: лики на пасхальных яйцах, роспись сувениров. С этого периода пошло активное увлечение живописью.

 

Художник О.Компаниец

А однажды знакомые попросили помочь в реставрационных работах на фасаде Екатерининского Дворца, и такое занятие ей тоже понравилось! Решив глубже изучить это ремесло, поступила в Санкт-Петербургский Реставрационный Профессиональный Лицей (ныне Санкт-Петербургское ГБПОУ «Реставрационный колледж «Кировский»») на специальность «реставратор лепных изделий». Сразу после окончания лицея стала работать в Музее-заповеднике «Гатчина» в Ленинградской области, где реставрация к тому моменту велась более 10 лет, но работы ещё оставалось очень много. Оксана трудилась над восстановлением знаменитой резиденции российских императоров в Гатчинском Дворце: анфилада Марии Федоровны, Зеленая Угловая и др.

Создание художественных элементов интерьера – дело очень кропотливое: вначале необходимо изготовить пластилиновый макет, и выглядит он не совсем презентабельно:

Работа реставратора О.Компаниец в пластилине. Элемент декора. Работа реставратора О.Компаниец в пластилине. Элемент декора. Работа реставратора О.Компаниец в пластилине. Элемент декора.

Затем гипсовая форма, черновая отливка, чистовая отливка, доводка, и вот – готовый элемент металлической решётки, барельеф или статуэтка.

Работа реставратора О.Компаниец. Трилистник и цветок.  Работа реставратора О.Компаниец. Работа реставратора О.Компаниец.

Работа реставратора О.Компаниец в пластилине и готовый вариант. Император Октавиан Август.Работа реставратора О.Компаниец в пластилине и готовый вариант. Амур.Как мастер по лепке, Оксана Компаниец вернула к жизни или полностью воссоздала многие скульптурные фигуры и барельефы музея. На Канале Культура в 2005 году был сюжет на эту тему, где Оксана Ивановна к коротком интервью рассказывала об особо сложных участках работы: «Сохранился какой-то участок, скажем, лепки, а остальное все обрушилось. И домазываешь уже прямо на стене, непосредственно к тому, что есть, уже в гипсе. То есть не пластилин переводится в гипс, а сразу стоишь и конкретно прикасаешься по 8 часов к истории».

Вы, дорогие читатели, может быть, спросите, нужны ли спортивные навыки в таком искусстве? Не помешают, скажем так, ведь по восемь часов в сутки на ногах под сводами потолка не каждый выдержит. А Оксана не только выдерживала. Почувствовав необходимость расширения своего художественного образования, она поступила в вечернюю школу при Академии художеств, а по выходным ещё и преподавала живопись в детской Школе Искусств в Павловском Дворце. Итак: 8 часов реставрации в Гатчине, вечером – Академия художеств, а в выходные – занятия с детьми. Преподавание в Школе Искусств Павловского Дворца – особый период в жизни Оксаны Компаниец. Это были семь ярких лет, которые запомнились не только общением с одарёнными детьми, но и с интереснейшими сотрудниками музея. С необыкновенной теплотой Оксана Ивановна отзывается о создателе и руководителе Школы Искусств, о которой просила упомянуть в нашей статье особо…

Заслуженный работник Культуры – Евдокия Григорьевна Махрова. У неё было страшное детство со всеми ужасами Великой Отечественной войны: голод, облавы полицаев и немецкий концлагерь, где единственным «осколком» цивилизации был томик сочинений А. С. Пушкина. Чудом уцелев после войны, Евдокия Григорьевна всю себя отдала служению красоте мирной жизни. Более 50 лет она проработала в Государственном музее-заповеднике «Павловск», была его директором, а после выхода на пенсию создала «Школу искусств» при ГМЗ «Павловск», где организовала занятия для школьников, студентов, людей с проблемами слуха и воспитанников детских садов. В школе преподавали не только живопись, но и музыку, проводили экскурсии.

— А Евдокия Григорьевна рассказывала о войне? — интересуюсь я у Оксаны.

— Упоминала по случаю. Ей тяжело это давалось. Ничего интересного в войне нет.

— Оксана, а Вы пишете картины? – спрашиваю я, пытаясь сменить тему.

— Да. Когда работы поменьше, я пишу картины. Стараюсь поддерживать себя в форме.

— Вы их продаёте? Устраиваете выставки?

— Специально не продаю. Это тренировка. Чаще дарю. Что-то у себя дома оставляю. Выставки не устраивала – это своеобразное занятие, которым надо специально заниматься. На всё не хватит рук и времени.

— А нам покажете?

— Пожалуйста:

Картина О.Компаниец Картина О.Компаниец Картина О.Компаниец Картина О.Компаниец

Картина О.Компаниец Картина О.Компаниец Картина О.Компаниец Картина О.Компаниец

— Оксана, а как Вы предпочитаете отдыхать? Смотрите кино? Любите ли фантастику?

— Больше люблю почитать. Сейчас читаю Алексея Толстого. Фантастику не люблю.

— И в детстве не увлекались?

— Нет, не увлекалась.

Вот, такая Оксана Ивановна Компаниец — серьезная, немногословная, страстно увлечённая своим делом. У неё есть семья и дети, но она не привыкла к повышенному вниманию и хотела бы оставить личное пространство без вторжения. А вот о своей работе рассказала всё.

Компаниец Оксана Ивановна. Дата съёмки: 15.04.2015.

Этот снимок сделан на территории частного объекта (по адресу Мойка-73 в С.-Петербурге), реставрацией которого занималась фирма «Зодчие», где Оксана трудится в настоящее время. На полу лежит деталь лепного орнамента, который называется «Реки С.-Петербурга». Задача Оксаны — художественно соединить части орнамента на потолке в единое целое — была успешно выполнена, и 29 апреля 2015 года работу приняли архитекторы. Пожелаем же Оксане Ивановне дальнейших успехов в создании красот рукотворных и дальнейшего выстраивания удивительной мозаики своей судьбы.



 

 

Благодарности:

  1. Оксане Ивановне Компаниец за ответы на вопросы и за предоставленные фотографии. Мы также просим у неё прощение за свою навязчивость и за все доставленные хлопоты.
  2. Руководству СДЮШОР г. Пушкин, всем педагогам и лично заместителю директора по учебно-спортивной работе Савчук Владимиру Ильичу за информацию об Оксане Компаниец.
  3. Руководству ООО «Зодчие СПб» www.zodchie1-spb.ru (Яковчик Иван, Билык Сергей) за оформление разрешения, организацию посещения и помощь в фотографировании объекта реставрации по адресу г. С.-Петербург, Мойка, 73.

Источники фото, не указанные отдельными ссылками в тексте:

Олимпиада в Ленинграде

http://lifeonphoto.com/2014/01/leningrad/

Выступление юных гимнасток с мячами на открытии Ленинградской Олимпиады-80

http://www.guzhakrgv.gov.spb.ru/gov/otrasl/archiv_kom/news/44413/#PhotoSwipe1429904371325

Фотография Собственного садика Марии Федоровны

http://anashina.com/sobstvennyj-sadik-imperatricy-marii-fedorovny-v-pavlovske/


Ссылку на место учёбы О.Компаниец нашёл Искандер.

Фотосъёмку и переснятие фотографий Оксаны провёл Yndikator3033.

Запись беседы, подготовка статьи — ViSor.

Обсуждение закрыто.