15 апреля 2015

Семён Бузган — «Другой Коля»

Опубликовал: | рубрики: Актёры, интервью, Новости, О фильме, Фотоматериалы |

_— У вас в классе учится мальчик Коля?
— Вам честно ответить или не честно?
— Честно! Честность украшает человека.
— Ну если честно, тогда это я и есть Коля.
— Хе-хе, не-е-е, Коля другой.
— Как вы точно заметили. Мне все в последнее время стали говорить, что я стал другим. Мама говорит, что я совершенно изменился. Учителя в школе, что я грублю старшим. А бабушка говорит, у него трудный возраст. Слушайте, может это не возраст, может я в самом деле не тот Коля?

(Диалог Весельчака У и Коли Садовского в фильме «Гостья из будущего»)

 

Коля Садовский — один из трёх Коль в фильме «Гостья из будущего» — был блистательно сыгран простым московским школьником Семёном Бузганом.

Несколько дней назад мы поговорили с Семёном по Скайпу. Из этого разговора, а также из его ответов, данных ранее на форуме, мы скомпилировали интервью.

visor: Здравствуйте, Семён. Спасибо, что согласились пообщаться с нами. Несмотря на 30-летний юбилей фильма «Гостья из будущего», многие интересные вопросы остаются до сих пор без ответов. А про Вас неизвестны даже некоторые важные детали. Например, отчество. И, кстати, как правильно ставить ударение в фамилии?

Спасибо и Вам. Моё отчество — Маркович. Семён Маркович Бузган. Ударение в фамилии на второй слог.

visor: Не могли бы Вы рассказать о семье, в которой росли? Кто Ваши родители? Они были как-то связаны с театром или кино? Есть ли у Вас братья, сёстры?

Хевель Бузган Двоюродный дед СемёнаРодных братьев или сестёр нет. Мама — Роза Михайловна — родилась в Украине в городе Запорожье, а в 12 лет, после того как умерла её мама, она вместе с родной тётей переехала в Москву. Фактически её воспитала родная тётя. Папа — Марк Михайлович — коренной москвич. Я родился в Москве. Мама была музыкальным работником и методистом от РОНО по музыкальному дошкольному образованию. Сейчас она живёт вместе с нами в Израиле и ведёт активный образ жизни. Папа работал инженером радиосвязи гражданской авиации на вертолётной станции, которая находилась на Водном стадионе. Брежнев улетал оттуда на свою дачу. Как рассказывал отец, у Брежнева всегда было 2 вертолёта, и никто никогда не знал, в какой он сядет. Наверное, он и сам не знал.

Дед по отцовской линии (Михаил Маркович) работал в фотоцехе Всесоюзного Театрального Общества. Его родной брат — мой двоюродный дед — Хевель Бузган — был главным режиссёром Польско-Еврейского театра в Польше, созданного после Второй мировой войны. Его дочь была актрисой. Но я этого деда ни разу не видел. У нас только висела его фотография. Жена Хевеля — Рива Шиллер — была актрисой, а их внучка — Елена Литинская — современный поэт и прозаик, живёт в Нью-Йорке. Воспоминание о своих бабушке и дедушке содержится в её книге «От Спиридоновки до Шипсхед-Бея».

Семён с родственникамиvisor: Это случайно не тот портрет за «пирамидой» из вас с ребятами? С кем Вы там сфотографированы?

Да, это он и есть — Хевель Бузган. А на фотографии мои родственники: снизу — Олег, его прабабушка и моя бабушка — родные сестры; сверху — Сергей — родной сын маминого двоюродного брата. У нас много родственников. Например, у моей бабушки было 9 братьев и сестёр.

На фотоохотеvisor: На одном из детских снимков Вы с фотоаппаратом. Вы увлекались фотографией в детстве потому, что Ваш дед был фотографом?

А кто ей не увлекался? Это обычное детское увлечение. Правда, позднее, когда я учился на вечернем факультете МАДИ, я работал там же в фотолаборатории.

Уксу-Ба: Как Вы попали на съёмки?

Приблизительно в году 1975-м я был на новогодней ёлке в Кремле. После спектакля меня спросила одна женщина — Вера Евгеньевна Линд: «Мальчик, хочешь сниматься в кино?». Я сказал: «Да!» Она пригласила меня на фотопробы. А потом 9 лет я ей звонил на каждый советский праздник, пока она не сказала, что есть для меня картина. Потом кинопробы (на роль Фимы) – и утвердили, только на роль Коли Садовского.

visor: Нельзя ли подробнее? Вы играли там в каком-то спектакле, а она за Вами наблюдала? Она пригласила только Вас?

Нет, я был обычным посетителем ёлки. Она просто стояла у раздевалки и у некоторых детей спрашивала согласия сниматься.

Фото Семёна Бузгана с фотопроб киностудии ГорькогоКошка_Шредингера: Скажите, а Вы сами были внутренне похожи на Садовского? «Играли себя» или просто вошли в роль? Ведь пробоваться пошли на Фиму, не на Садовского… «Примерили» роль, и сказали — беру, мой размерчик?

Пробы на роль Фимы — это своего рода был экзамен, чтобы вообще утвердили сниматься в картине. А уже после того как группа была набрана, тогда распределяли роли. Вначале мне предложили быть Борей Мессерером, но Павел Арсенов сказал, что я больше похож на Колю Садовского, т.к. по его мнению я больше всех похож на этого героя по своему характеру.

kir: По книге Садовский — рыжий. А при создании фильма была мысль Вас перекрасить для пущего сходства с героем или нет? Вон, Торсуевых-то как рьяно перекрашивали в блондинов из брюнетов. И еще этот почти монолог про Наполеона — он понятен, по-моему, только читавшим книгу, а в фильме Крысс в Наполеона не превращался, почему же тогда решили оставить эти фразы?

Павел Арсенов гримёрам запрещал подходить к детям. Единственное ограничение, которое у нас было — это загар. На солнце нам не разрешали появляться (ред: чтобы во всех кадрах был одинаковый цвет кожи).

А монолог про Наполеона, если помните, мой герой говорил в качестве прикола над трусом Ишутиным. Фильм ведь по мотивам повести.

Glott: Семён, а скажите, пожалуйста, как долго вы в процессе съёмок адаптировались друг к другу? Или режиссёр специально давал время на «притирку»? Просто при просмотре возникает ощущение, что ребята знакомы ну, как минимум, с первого класса.

Адаптировались как все дети — быстро. Мне, может, было сложнее, ведь я был старше и меня тянуло больше к взрослым.

visor: Насколько легко Вам давалась игра в фильме? Были ли повторы? Или то обстоятельство, что Вы играли «самого себя» помогало?

Всякое бывало. И несколько дублей делали, и переснимали. Как правило, даже если сцена удавалась с первого раза, то её всё равно дублировали на всякий случай. Конечно, помогало то, что играл «самого себя » – меньше приходилось думать, как сделать. Кстати, этого требовал от нас (детей) Павел Арсенов. Легче всего, конечно, было работать с Мастерами. Взрослые актёры помогали нам во всём: стояли за кадром, подсказывали, говорили как лучше сделать ту или иную сцену. Не забывайте, мы были детьми, поэтому уровень ответственности у нас был намного ниже.

Особенно много повторов было на озвучании. Ведь иногда прямо в студии меняли текст, и надо было попасть точно, как говоришь. Я помню, один дубль репетировал раз 60 – никак не мог попасть в нужный тон.

Миш: А какой момент был самым тяжелым, трудным?

Самое тяжёлое, лично для меня был как раз процесс озвучания, как я сказал. Вообще, я ведь из детей был самым старшим, мне уже было 15, и, естественно, стал меняться голос. Поэтому могло получиться так, что озвучивать могли пригласить другого актёра. Однако Павел Арсенов (светлая память) настоял, чтобы все озвучивали сами себя.

Все сцены в классе снимали без <<светофоров>>Сергей на Форуме: Хотел бы спросить про съёмки в классе. Насколько я понял, съёмки велись с одной камеры, поэтому мне интересно: на площадке Вы на самом деле вели диалог с учительницей (актрисой Е. Васильевой) или Вам подавал реплики кто-то другой из съёмочной группы? Проще говоря, имел ли место вариант того типа, когда роль Алисы играл светофор.

(прим. ред.: Имеется в виду рассказ Алексея Муравьёва: «Я помню, как Павел Оганезович заставлял нас восхищаться Алисой. Ситуация была такая: он показывает на огромный помост, на котором Сергей Леонидович – оператор с камерой, а за ним – светофор. И Павел Оганезович говорит: «Вот светофор – это Алиса. И вы должны на него смотреть и говорить: “Алиса!!!”». И пять дублей мы смотрели на светофор и говорили: «Алиса!!!»)

Класс полностью снимали в павильоне на студии им. Горького. А вот про то, одной камерой снимали, или нет — не помню. Но, абсолютно точно, что «светофоров» не было. Взрослые актёры, даже если они были не в кадре, всё равно играли свои роли, чтобы нам (детям) было легче.

Миш; Нина: Семён, а не могли бы Вы рассказать поподробней про то, как общались дети на съемочной площадке? Чем вы занимались в свободные минутки, в перерывах между сценами? И вообще, помимо «киношной» площадки, Вы с ними общались? По вечерам, или в выходные, например. Дружили?

Нет, особой дружбы не было, я ведь был старше всех. А в перерывах играли в салочки.

SUPER-04: Какие женщины Вам нравятся, и нравилась ли вам Наташа во время съёмок или какая-нибудь другая девушка.

В каждой женщине есть что-то своё. А во время съёмок про это и не думали. Ведь мы ещё были детьми.

Нина: Актеры иногда придумывают сцены, реплики, которых не было в сценарии. А при съемках «Гостьи из будущего» кто-то из детей добавлял что-то от себя?

Если честно, не помню про нас, детей, а вот взрослые актёры постоянно меняли рабочий сценарий, чаще всего это происходило во время озвучания.

Sovyonok; Андрей: Общение с кем из взрослых на съёмочной площадке запомнилось больше всего, и чем запомнилось? Может быть, с кем-то из актеров у вас сложились дружеские отношения во время съемок?

Больше всего запомнилась работа Павла Арсенова. Он просто жил фильмом, был настоящим трудоголиком. Это то, что запомнилось мне больше всего. Он постоянно что-то писал в сценарии, что-то изменял. Ну, и, конечно, т. Наташа Варлей, М.И. Кононов, В.М. Невинный. Одну из сцен (около газет) Невинный и Арсенов придумали на месте. По сценарию эта встреча должна была быть в Запорожце. Но Невинному тяжело было туда залезть.

Из взрослых актёров больше всего дружили с Андреем Градовым. Хотя, должен сказать, что все профи нам (детям) очень помогали за кадром. Спасибо им за это.

Андрей: Какие были интересные эпизоды или истории при съемке ГиБ?

Если честно, сейчас трудно что-то вспомнить. На съёмках первый раз в жизни увидел лазер, телекамеру, да и вообще, весь этот процесс был очень интересным.

Борисыч: В июне 1983-го в школе 289 снимали дубли шахматного состязания, (я там принимал участие, об этом тут отдельная тема), но они не попали в картину. А ты там был? Расскажи, что помнишь, или что слышал об этом, пожалуйста.

А разве его снимали?

visor: Снимали. Наташа его помнит. Там якобы даже сын Джуны принимал участие.

По поводу сына Джуны я могу рассказать кое-что, дело в том, что я его даже держал на руках.

visor: ???

Школа, где снимали вырезанный эпизодЯ видел и Джуну, один раз, правда, и я, конечно, не знал, что это Джуна. Она приходила к нам в офисы, с охраной. А с её сыном всегда ходил охранник с видеокамерой. (Я впервые в жизни тогда увидел видеокамеру). Практически каждый его шаг был заснят, потому что его к тому времени уже пару раз воровали. Поэтому при нём всегда находился достаточно плотный но добродушный человек с видеокамерой. Сын — хороший такой мальчишка — всегда ходил с длинными волосами, потому что она зареклась до какого-то времени его не стричь. И он как-то ко мне проникся, этот парень — вообще маленькие дети ко мне почему-то хорошо относились — а я тогда не знал, что это сын Джуны. И он даже прыгнул ко мне на руки, и я его держал на руках.

visor: Так он ещё совсем маленький был?

Да, маленький ещё, сколько ему было, лет 5-6 приблизительно. И его снимали тогда в настоящей школе. Это какая-то школа для высшего партийного звена, насколько я помню. (Прим. ред.: В то время — школа №20 — одна из самых элитных школ, в которой училась даже внучка Горбачёва). Для него придумали эпизод, что он пробегал по коридору и говорил какую-то фразу. Вот это было совершено точно, мы были тогда в этой школе. Если помните, есть сцена, где мы стоим около забора из прутьев? Вот это и есть та школа на заднем плане. Вот в ней и снимали сына Джуны, но потом это всё вырезали. Но! Павел Арсенов и Сергей Онуфриев (главный оператор) попросили у телохранителя дать им в помощь эту видеокамеру, так как с её кассеты можно было сразу просмотреть некоторые эпизоды, как они получились. Понятно, что в чёрно-белом варианте, о цвете вообще речи не шло.  Так что некоторые эпизоды дублировали на эту камеру. Тот же пробег по коридору сына Джуны снимали на кинокамеру и видеокамеру. А вот про шахматные состязания ничего не знаю.

Что общего между этими фильмами? Их снимали параллельно!visor: А что значит, Джуна приходила к вам в офисы? Какие офисы?

На студии Горького под «Гостью из будущего» были выделены 2 комнаты. Кстати, мы параллельно снимались вместе с «ТАСС уполномочен заявить». У нас комнаты были рядом. И параллельно снимался ещё фильм «И на камнях растут деревья». Поэтому на студии Горького мы видели всех этих первобытных, скажем так, актёров в этом всём одеянии — было достаточно интересно.

А ещё к нам на съёмку один раз на улице приходил Тихонов. Он очень мило разговаривал с Павлом Арсеновым, видимо, они были знакомы, насколько я это понял, так они пожимали друг другу руки. С палочкой, уже в возрасте. Это я точно помню.

Эпизоды на стадионе снимали в Адлере 3-4 дняFoxer; Юрик: В 1983-м году осенью вы все ездили снимать некоторые эпизоды фильма в Гагры и Адлер. Удалось там отдохнуть хоть, позагорать, искупаться? Всё-таки находились там 2 недели. Эпизод на стадионе сняли за один день? Судя по вашим лицам, в тот день было жарко, или вас просто уже замучили?

В Гагры летали в октябре (бабье лето). Были там 10 дней. Конечно, загорали и купались в море. А стадион снимали в Адлере. Если память не изменяет, 3-4 дня. Вообще, по замыслу, там должны были снимать всё «будущее», но после наших эпизодов там пошли дожди, и все вернулись.

Миш: Коля Садовский был одним из самых ярких и запоминающихся среди школьников того класса. Да еще эта ироническая, по-хорошему хулиганская манера поведения и фантастическое красноречие! Скажите, после первого показа фильма в марте 1985-го было ли тяжело от бремени славы? Вас узнавали на улицах, преследовали, завидовали, восхищались, как это происходило?

На самом деле красноречие и поведение — это заслуга не моя, а Кира Булычёва и Павла Арсенова. А мы только строго выполняли то, что говорил нам делать Павел Арсенов. По поводу славы, да, узнавали: в метро, на улице… Да я и не скрывался. Меня никто не преследовал, никто не завидовал. С годами всё забылось, а вот только сейчас снова всплыло. Спасибо, что помните нас.

Delta: А как Вас приняли в школе после выхода фильма? Какое было отношение одноклассников? Наташа рассказывала, что когда она появилась в классе после каникул, в которые вышел фильм, ей показалось, что у неё выросли рожки — так все на неё смотрели.

Если честно, не помню. Я ведь учился уже в 9-ом классе, когда фильм вышел, поэтому мысли были направлены на другое, на аттестат. Половину учёбы во время съёмок я пропустил, пришлось много догонять.

Миш: То есть как это пропустили учёбу? Вы немного преувеличили? Как же тогда поступили в МАДИ?

Пришлось догонять. Тяжко было, но «мы прорвались». Но я не закончил МАДИ. Поступил на «вечерний», работал там же в институте, в фотолаборатории. После первого курса — армия по полной. Потом у меня была серьёзная травма, пришлось взять академку, ну, а после уже переезд на «историческую».

Миш: В Вас виден талантливый артист. Скажите, а почему Вы не стали актером?

Спасибо за добрые слова. Таких «талантов», как я, очень много на просторах Руси, поэтому и не продолжил актёрскую карьеру. Может испугался. Не знаю.

Delta: Неужели не поступали потом предложения о съёмках?

Увы, больше предложений не поступало. Вышел из детского возраста. На самом деле сразу после выхода фильма мне звонили, приглашали на озвучание, но как раз в тот момент мы уехали отдыхать. Но, честно говоря, мне потом было уже не до этого, надо было поступать в институт.

Миш: Семён, скажите, а как Вам живется в Израиле? Нет ли некоего страха и неуверенности в завтрашнем дне в связи с непрерывными военными конфликтами и боевыми действиями вокруг? Я конечно сужу по телевизионным новостям, но такое впечатление, что в любом городе Израиля в любой момент могут совершиться (и совершаются) ужасные кровавые теракты. Это действительно так?

На самом деле «не так страшен чёрт, как его малютки». Если можно дать Вам совет, то меньше смотрите новостей. Всё у нас нормально, а в новостях всё сильно преувеличено.

vladislav, Юрик: Вы ни разу не пожалели о том, что уехали? Не возникает желание вернуться обратно, в Россию?

«Везде хорошо, где нас нет» (народная мудрость). Остальное додумайте сами : )

Миш: Семён, скажите пожалуйста, а как Вы относитесь к алкоголю? Какие напитки предпочитаете? Водочку русскую (импортную из России) у вас продают?

Под хорошую закуску в хорошей компании почему бы не выпить? Но норму знаю! А водка тут есть любая, но предпочитаю из России.

antey; ZERO; Георгий 777: Чем Вы увлекаетесь? Какую литературу/музыку Вы предпочитаете? Смотрите ли Вы фантастику и что думаете о современном кино?

Люблю шансон, читать фантастику, фэнтези. Свободного времени не так много, но, если есть, то стараюсь посвятить его дочке, посмотреть хороший фильм. Фантастику в кино я очень люблю и стараюсь не пропускать новинки. Мне нравятся современные фильмы о вампирах. О современном кино моё мнение мало что значит. Спросите лучше у специалистов в этой области.

Marina: А что Вы любили слушать в 80-е годы?

То же, что и все. У нас был магнитофон «Электроника 302» и мы, какие группы появлялись, те и переписывали: Modern Talking, «Ласковый май», Лоза, дискотечная музыка — что было популярно в соответствующие годы, то и слушали.

antey: Поддерживали ли все эти годы связь с кем-нибудь из участников фильма?

К сожалению, наши пути разошлись. Однако, мама Наташи Гусевой была нашим семейным участковым врачом.

visor: А как Вы узнали, что она мама Наташи Гусевой?

Это как раз  то, о чём говорят «его Величество Случай». Мама Наташи отлично знала всю нашу семью. Мы были хорошими знакомыми. Однажды я выходил с проходной киностудии Горького, возвращаясь с кинопроб, и увидел её! Говорю: «Здравствуйте, Галина Макаровна, как Вы тут оказались?» И она сказала, что её дочку тоже пригласили сниматься. И мы даже не знали, что будем в одной картине работать.

Нина: Неужели после такой длительной работы над фильмом все просто разъехались и всё?

Да, к сожалению, так и случилось. Уже когда я учился в МАДИ, несколько раз был дома у Павла Арсенова. Он всё время переживал, что пока не занят, нет картин.

А несколько лет назад Марьяна нашла меня в Скайпе.

Миш: Воспоминания о фильме какие вызывают чувства? Какой след он оставил в Вашей душе? Есть ли ощущение собственной значимости в том, что для многих людей этот фильм остался символом счастливого детства?

Я тогда ещё не понимал полного значения слова «работа», поэтому для меня (не могу говорить про других) — это было что-то вроде игры. Что оставил в душе? Наверное, ощущение чего-то полезного, если всем так понравилось. Тогда об этом не думали, я, по крайней мере.

Уксу-Ба: А вам в жизни актёрские задатки помогали? На работе, в компании друзей, в семье…

Да, конечно, помогали и помогают до сих пор. Я долго работал рекламным агентом, продавцом в магазинах электротехники, а это всё актёрство.

Семён Бузганvisor: А кем Вы работаете сейчас?

С 2010 года я работаю в такси, у меня своя машина.

Уксу-Ба: Помнят ли «ГиБ» «русские евреи» в Израиле?

В Израиле наш фильм перевели на иврит в титрах. Раз в год смотрим по израильскому русскому каналу.

visor: Что это за канал? Там только советские и российские фильмы? И все с переводом?

Это 9-й канал Израиля на русском языке. Передачи там идут на русском. Фильмы показывают разные, а русские фильмы — с субтитрами.

visor: А как Ваши избранницы относились к тому, что Вы снимались в фильме? Они видели этот фильм в детстве, удивлялись, что Вы тот самый «другой Коля»?

Фильм они видели, но никто не удивлялся. Первая жена из Киева, вторая из Новосибирска, конечно, они смотрели фильм в детстве.

visor: Сколько раз после репатриации Вы были в Москве? Планируете ли приехать в гости?

Пока ни разу не был. Возможно, когда-то приеду. Но моя старшая дочка ездила в 10 лет в Москву с моей мамой.

Младшая дочка - ЭлизабетДочки: Рахели и Элизабетvisor: Расскажите, пожалуйста, про свою личную жизнь, про детей.

Мою старшую дочь зовут Рахели. Ей сейчас 16 лет. Она учится в 10-м классе. В школе осталось учиться 2 года — в Израиле 12-летнее обучение. Живёт она со своей мамой (моей первой женой). Хеля очень хорошо учится и планирует стать биологом.

Со второй женой мы уже 13 лет вместе. Она продавец в магазине верхней женской одежды. По образованию — химик, высшее образование получила в Новосибирске, специалист по выделке кожи, но в Израиле сложно найти работу по этой специальности.

Три с половиной года назад у нас родилась дочка Элизабет. Обе дочки родились в Израиле, таких людей здесь называют «сабры». Сабр — это кактус, «колючий» снаружи, но «мягкий» изнутри.

Георгий 777: На фото видно, что Вы всё тот же — остроумный и весёлый, как и прежде!

Вы совершенно правы, я такой же.

visor: Семён, спасибо большое за ответы на наши вопросы! Желаем Вам успехов во всех делах, здоровья и счастья Вам и Вашим близким!

До свидания! Всем вам здоровья и счастья. И поздравляю Вас с наступающим праздником Победы! У нас очень многие таксисты в Израиле вывешивают к этому празднику Георгиевские ленточки. И если кто-то из пассажиров спрашивает, что это за ленточка, я всегда говорю, что благодаря «этой ленточке» вы существуете на этом свете.

————————-

Использованы фотографии Семёна Бузгана из социальных сетей.

Дата записи интервью и уточнения деталей: с 12 по 15 апреля 2015 года.

У нас Один комментарий на запись “Семён Бузган — «Другой Коля»”

Вы тоже можете высказать свое мнение.

  1. 1 11.06.2015, Юрий Пепеляев:

    Спасибо за интервью, интересно знать судьбы актеров любимого фильма. Семен, вас помнят, вы всегда для нас останетесь Колей из «Гостьи…»)))

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.