28 сентября 2008

Воспоминания Е.Е.Весника о работе в группе кинокартины «Гостья из будущего»

Опубликовал: | рубрики: Новости |

Евгений Евгеньевич Весник поделился с нами воспоминаниями о работе в группе кинокартины «Гостья из будущего». 

Это фрагменты из готовящейся Некоммерческим фондом Евгения Весник к изданию книге.

Недавно учреждённый Некоммерческий фонд Евгения Весника уже выпустил первую свою книгу сказку «Волшебный телефон» для детей 6+ и их родителей. Книга пока не  продаётся, но скачивается по требованию.

Евгений Евгеньевич приглашает в свой блог настоящих, честных, заинтересованных подписчиков, которым будут предложены еженедельные видеозаписи на тему организации и становления фонда, выпуска новых книг, документальных фильмов, мультфильмов и Альманаха сценарных идей. Будет интересно!

Блогу Е.Е.Весника не нужны миллионы фолловеров и коммерческие блогеры. Ему нужны заинтересованные друзья. 


 

Гостья из будущего

На Киностудии имени Горького меня взяли в производственный отдел старшим администратором съёмочной группы пяти серийного телевизионного фильма «Гостья из будущего». Съёмки вот-вот должны были стартовать, кругом суета, объяснить новичку, что к чему было практически некому.
Трудно начинать работать, если в деле ничего не смыслишь. По прошествии времени я понял алгоритм начала любого проекта, а тогда без злого умысла вытворял такое… Например, невинная фраза: «Я сегодня без обеда, поэтому уйду пораньше» поразила директора кинокартины Георгия Федянина настолько, что он некоторое время сидел, открыв рот с остекленевшим взглядом. Какой обед?! Работа съемочной группы это 24 часовое погружение в процесс, особенной концентрации требует подготовительный и съемочный периоды. Никто не следит за твоим обедом, завтраком и ужином. Единственным пунктом общепита был буфет киностудии скудным набором: горсть консервированного зелёного горошка, сосиска, яйцо, сметана и скоростью обслуживания предвосхитивший современный фаст-фуд. Завтраки от обеда или ужина отличались только временем на часах и свежестью горошка.
Очень быстро мне объяснили, что ГЗОТ с киноиндустрией не пересекается. Учитель мне достался наглый, хамоватый, невероятно предприимчивый, но весёлый и обаятельный — заместитель директора Игорь Шолохов, выросший в семье директора съёмочной группы, а потом одного из главных функционеров Госкино СССР. Кинопроизводство во всех его проявлениях у Шолоховых было в крови. В ДНК!
Федянин — добрейшей души человек — как-то уронил со стола несшитую смету фильма страниц этак на 50-60.
— Евгений, помоги, пожалуйста, — вежливо и по праву старшего попросил директор.
Дальнейшее моё включение нужно квалифицировать, как эстрадно-бюрократический номер. Я стал собирать разлетевшееся, не имевшее по стародавней русской привычке нумерации. Откуда выпускник экономического факультета, несостоявшийся преподаватель политической экономии, экономист широкого профиля мог знать постатейный порядок сметы производства кино-, тем более телефильма. Пришлось самому создать новый, не имевший ничего общего с бухгалтерией, балансом, дебитом и кредитом. Я чувствовал себя мартышкой из басни Крылова, примерявшей очки! Сначала, попробовал собрать листы по размеру таблиц, потом по размеру «ИТОГО», потом попытался по смыслу, но никакого смысла не нашёл! Усы и артисты рядом с гримёром, но транспорт уезжал в другой конец.
Спустя 5 лет, я за один день уже мог написать смету 4-х серийного фильма на несколько миллионов долларов.

— Пора тебе на съёмках показаться, процесс посмотреть, — предложил мой руководитель, еле пережив оторопь.

При первом же выезде на съёмочную площадку на место дислокации группы во Вспольном переулке Шолохов показал мне, как не нужно вести себя в коллективе. Там на две недели работы был выбран брошенный старинный деревянный дом с огромной изразцовой печью. Говорят, в соседнем, случайно сохранившемся деревянном купеческом, доме родился Народный артист СССР Михаил Жаров.
Шёл июнь, погода была самая, что ни на есть летняя: первые по-настоящему тёплые деньки. Девушки, не занятые в процессе: костюмер, гример и ассистент режиссёра, улыбаясь, грелись на солнышке, подставляя лица ласкающим лучам, и ели мороженное. При виде нас они приветливо заулыбались, не ожидая подвоха. Игорь, подойдя к ним поближе, поприветствовал самым оригинальным образом:
— Ну, что, девки, стоим, сопли жуём?!
Девчонки поперхнулись мороженным.

Шолохов мне объяснил и про обед, и про ГЗОТ, про свободное время и личную жизнь! Ничего этого в кино нет, там царит жестокая эксплуатация человека режиссёром! Беспрекословная и безальтернативная. Советский режиссёр брал на себя ответственность за всё — у нас кино было режиссёрское, но результат в подавляющем большинстве случаев оказывался плачевным. Ни разу я не слышал, чтобы режиссёр извинился за свою «лажу» перед людьми, которых он полтора года прессовал во время съёмочного процесса.
Проработав более десяти лет в кино, имею право сказать, что я являюсь сторонником продюсерской модели. Продюсер, отвечающий за деньги, нанимает сценариста, режиссёра, монтажёра, оператора и директора съёмочной группы. Продюсер выбирает специалистов способных решить поставленную задачу: организовать, снять, смонтировать и отдать в прокат качественный «продукт», вовремя и за отпущенные деньги. Режиссёр творит, администраторы готовят, оператор снимает. Всё понятно, ответственность каждого разграничена. За результат отвечает конкретный человек – продюсер! Деньги брал? Брал! Отдать можешь? Нет! Всё, это твой последний фильм! Ну, предпоследний! Со временем непрофессионалы и одиночки уйдут в бюджетное артхаусное кино.
— Ты почему ходишь на работу в галстуке? Думаешь, у меня нет костюма? Чистеньким хочешь остаться? У нас принцип такой: не организовал – сделай сам! Что же ты в костюме будешь машины разгружать и в говне ковыряться? — издевался учитель.
Так я одел джинсу и принялся организовывать процесс кинопроизводства: перенос скамеек, перестановку мешающих автомобилей, разгрузку и погрузку деталей декорации, снятие и установку телевизионных антенн. Администрация съёмочной группы в ответе за всё! Обидно, что зрители никогда об этом не думают во время просмотра, но в этом и ценность работы администрации.

25 рублей Таффеля

Как-то раз, Игорь не закрыл задолженность перед бухгалтерией, и ему «округлили» зарплату. Это означало, что её начисляли, но не выдавали, стимулируя администратора на создание бухгалтерского отчёта о потраченных наличных, хоть какого ни будь, пусть липового. Но крупному в прямом и переносном смысле организатору кинопроизводства было лень. Он не получил зарплату, потом аванс, далее всё повторилось. Через пару месяцев Шолохов стал отчаянно нуждаться в деньгах. Получив в очередной раз в кассе зарплату на всю съёмочную группу, заядлый должник обратил внимание на ошибочную сумму в 25 рублей, выписанную ассистенту оператора Эдику Таффелю, закомплексованному на своей лысине микроеврею с необъяснимым влечение к рослым провинциальным девушкам титульной нации. Он менял их с лёгкостью, несмотря на собственную просто-таки отталкивающую внешность и карикатурно писклявый голос. Девчонки легко шли на обещание сделать высокохудожественные фотографии, а уже в постели — все одинакового роста.
Причиталось дон Жуану больше, чем 25 рублей, но в любом случае Эдик был в больнице. Он там прятался от позора. А случилось ВОТ что…
Эдик попал в череду неприятностей: во-первых, от него ушла очередная жена, во-вторых, он забыл в операторской тёмной комнате коробку с негативом. Плёнку, в отличие от жены, нашли, пришлось проявить, чтобы понять, чья она, и оказалось, что Эдик дал в работу эту плёнку дважды. Двойная экспозиция! А, ведь, на этой плёнке была, в том числе, и очень сложная двухминутная сцена в павильоне с участием Робота Вертера, в исполнении Е. Герасимова. Хорошо, что хоть не успели разобрать декорацию, и режиссер-постановщик Арсенов смог переснять испорченное. Последней каплей, переполнившей чашу терпения бедного Таффеля, стала невероятная поломка: при невыясненных обстоятельствах лопнула станина штатива, чего просто не может быть, потому что – «чугуний»! Несчастный ассистент оператора с комплексом Наполеона не выдержал давления обстоятельств и спрятался в больнице, заслонившись виртуальной язвой. Ну, кто такого тронет?
Тронул Игорь, ну, так, потрогал за карман. Понимая, что 25 рублей ошибка, которую исправят только при появлении язвенника, Шолохов поставил закорючку вместо подписи и взял деньги себе. Прошёл месяц, и язва закрылась. А задолженность – нет! Владелец язвы появился на работе и через несколько дней выяснил про 25 рублей. Парни объяснились, замдиректора признал свою ответственность, но деньги ему по-прежнему не выплачивали, всё ещё «округляли», и отдавать было нечего. В долг Игорю никто не давал, зная его репутацию. Таффель ждал два месяца, а затем состоялся «крутой» разговор:
— Игорь, ты мне должен! — пискляво канючил несчастный ассистент оператора.
— Я знаю, Эдик,- наигранно грустил Шолохов.
— Ты взял мои деньги, пока я был в больнице, это нечестно, ты расписался за меня! — чуть не плакал пострадавший.
-Да, Эдик, да, но мне не выдают деньги… Я взял с возвратом. Я же отдам, отдам, Эдичек… мне просто деньги не выплачивают, но как только, так сразу, — оправдывался организатор кинопроизводства.
— Игорь, как ты мог? Ну, как ты мог, ведь, я болел? — пищал, чуть не плача Таффель.
И тут Игорь, первый раз в жизни сказал правду, как всегда горькую для некоторых: — Эдик, я думал, ты умрёшь!
От такой честности Эдик и правда от негодования чуть задохнулся насмерть!

Таффель получил свои деньги через некоторое время, и тут же закадрил на автобусной остановке девушку на голову выше себя, пообещав ей фотографическую сессию «Ню».
— Ню, давай, — войдя в скромную квартиру фотографа, сказала девушка.
Скоро они уехали в Израиль.

Валя Олоновская

Художник по костюмам знаменитого сериала стояла возле съёмочной площадки в сквере у метро ВДНХ, курила после нервной и трудоёмкой работы — одевания и снаряжения массовки, изображающей людей будущего — пятнадцати артистов Театра Моды Рафа Сардарова.

— Сил нет, устала, вот бы работать художником по костюмам на радио, — поделилась мечтой Валентина.

Ошибки
Специально на предмет ошибок я «Гостью из будущего» не смотрел, но одну знаю точно: в самом финале картины Вячеслав Невинный бежит в свитере по улице за мальчиком – главным героем, тот спускается в подвал и скрывается внутри. Невинный подбегает к двери, хватает за ручку, чтобы открыть. В следующее мгновение, после монтажной склейки он появляется в подвале, но уже в пиджаке поверх свитера.
Случилось так, что спустя год, летом, уже в монтажном периоде режиссёру-постановщику Павлу Арсенову пришлось экстренно переснимать эпизод с пробегом Невинного по улице. Мы очень боялись, что ветхий отселённый деревянный дом не дожил до новой съёмки. Костюмер поменялась к тому времени, а новенькая не учла оперативных изменений во время съёмок. Невинному было жарко бегать и в свитере, и в пиджаке, вот он его и снял.

Крокодил
Для съёмок диалога Алисы с говорящим крокодилом художник-постановщик Ольга Кравченя заказала гуттаперчевого крокодила. Бутафоры киностудии могли сделать, что угодно, а здесь превзошли сами себя. Рептилия получилась убедительная и угрожающая, да ещё о трёх метрах! Коричневато-зеленоватого цвета, полая внутри, с открывающейся пастью. Каскадёр с аквалангом, находившийся внутри, создавал ощущение живого крокодила, приоткрывающего пасть при разговоре с героиней фильма – Алисой. На время между съёмками эту «игрушку» уносили в здание Дирекции Ботанического сада в Останкино, где и происходили натурные съёмки. Так вот, работники этого учреждения, в большинстве своём учёные, ботаники и биологи с большой опаской обходили неподвижную тушу нашей игрушки, а одна женщина была просто возмущена:
— Зачем это вы затащили к нам своего крокодила, хотите, чтобы он нам ноги откусил?

Лазеры
В фильме «Гостья из Будущего» впервые в СССР для съёмок был использован настоящий лазер. Мы нашли его в музее космонавтики в цоколе титановой ракеты у метро ВДНХ. В финальной сцене космические бандиты стреляют настоящими лучами. Никто не видел, что за этим скрываются многочисленные кабели, провода, трубы охлаждения и пучки светодиодов!
Год спустя в 1985г. в белорусском селе я — единственный работник съёмочной группы «Постарайся остаться в живых» — жил в гостинице в 5 километрах от строившейся натурной площадки. Как-то раз, вечером, в холле колхозной гостиницы, бедненькой, но чистенькой, шла трансляция концерта из Олимпийского. В световом оформлении использовалась знакомая лазерная установка. У телевизора собралось несколько дальнобойщиков, которые были сильно увлечены происходящим на экране. Мужики, грубые внешне, но не сердцем, а битые жизнью, не привыкли доверять на слово первому встречному. А я им показался именно таким, простодушно сообщив, что зелёные лучи, мелькающие на сцене и в зале, не что иное, как лучи лазера. Что тут началось! Сначала, от меня отмахнулись, как от назойливой мухи, я попытался объяснить, что я был на этом концерте, что я в кино работаю, и мы… Меня подняли на смех, попросили не сочинять и не держать их за провинциальных лохов!
— Ты, чё, парень, ты за кого нас держишь? Мы, что не понимаем, что ли, для лазера нужно столько энергии – Ленинград можно осветить! Атомная электростанция нужна, а ты: «в концерте, в концерте»…
Они мне так и не поверили, попытавшись в очередной раз объяснить, я почувствовал, градус беседы начинает зашкаливать: пара слов и меня будут бить, для порядка, чтобы не фантазировал и людей не смущал.

Стекло из Саратова

Первая в моей жизни командировка не заставила себя долго ждать. Мне было поручено выступить толкачом, для чего поехать в город Саратов, выбрать особый сорт стекла для декорации, и заключить договор на его поставку. Со мной поехал оператор-постановщик Сергей Ткаченко, для верности выбора стекла, а может для оценки моих административных возможностей, это, конечно, было бы слишком сложно и дорого, но такая вероятность учитывалась.
Мне не приходилось ещё самому себе организовывать комфортную среду обитания вне дома, поэтому я не догадался заказать гостиницу, не взял обратных билетов. Думалось, как-то устроимся. Таксист, обнадёженный москвичами, рванул с аэродрома на стекольный завод, «именем киностудии» мы успели до обеда зайти в отдел сбыта, написали заявление и прошли с главным инженером на производство. Нам показали различные сорта стекла, и мы выбрали образец. Договор поставки я подписал, в бухгалтерии выдали счёт! На всё про всё ушло полтора часа. Чего не сделаешь ради искусства …
Таксист нас ждал, поэтому мы ещё через полчаса вернулись на аэродром. На Москву было два вечерних рейса. 25 рублей «сверху» на стойке оформления оказалось достаточно, чтобы получить 2 места. Деньги творят чудеса: нас на служебном микроавтобусе подвезли к самолёту, который уже прогревал двигатели. За нами стюардесса тут же закрыла дверь. В салоне было всего два свободных места, на которые нас с оператором и посадили. Сергей ошарашенно выложил, что такой скорой и плодотворной командировки у него ещё не было. Приятно услышать. Для завершения дела, оставалось составить отчёт о командировке, что я и начал делать, ожидая взлёта. Однако через пару минут стюардесса громко и требовательно задала неожиданный вопрос:
— Кто те двое, что последними вошли в самолёт? Поднимите руки.
Я не столь честный, сколь простодушный, поднял руку с мыслью: наверно, я миллионный пассажир, и мне дадут подарок! Вместо него, в память врезалось жестокое:
— Пассажиры с билетами успели приехать, поэтому прошу вас освободить места. Мы вас отправим следующим рейсом!
Вот тебе и поздравление! Но не обманули, отправили…
Талантливая Ольга Кравченя построила с помощью саратовских стёкол с неповторимыми наплывами стильную декорацию Института времени.

Мавзолей

Кинопроизводство часто дарит совершенно неожиданные сюжеты. Только зевать нельзя – надо смотреть в оба и подмечать!
«Уставшие» майоры из команды охраны Кремля предложили нам с Игорем Шолоховым зайти в Мавзолей! Подвели нас двоих без очереди чуть ли не к дверям и втолкнули в толпу иностранцев, ощетинившихся разнокалиберными стволами фотоаппаратов на подступах к святая святых. Мы с Игорем, как шерочка с машерочкой, кстати, я сейчас сообразил, это ведь тоже отголоски победы над Наполеоном: не только шерамыжник, но и Ш+М! Это же: шерами и моншери. Я не знаю, что это значит, но сходство не может быть случайным.
На спуске при входе в Мавзолей стоял дежурный сержант и делал всем одинаковые пассы руками: сначала он указательным пальцем нажимал на губы, показывая, что нам надо вести себя тихо. Потом двумя растопыренными пальцами демонстрировал нам латинское V. Чтобы это значило? Дальше нас чуть ли не прикладами заставили бежать мимо вождя мирового пролдетариата. Хорошо хоть, за руки не пришлось держаться! И тут меня осенило, знак «виктори» можно расшифровать в данном конкретном случае, как «По двое!»
По губам можно было прочитать, как его все задолбали!

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.