Одиночка: Статья про ГиБ в местной газете
Опубликовал: Odinochka | рубрики: Гостья из будущего, Новости |На пути в будущее
Знающие люди говорят, что когда на экраны вышел пятисерийный фильм «Место встречи изменить нельзя», улицы пустели. Даже количество преступлений в эти дни снижалось, поскольку преступники предпочитали следить за приключениями экранных героев. Сам я не был тому свидетелем, поэтому что-либо утверждать не берусь.
Зато знаю другое. 25 марта 1985 года в программе телепередач появилась скромная неброская надпись: «16.05 — Премьера худ. фильма для детей «Гостья из будущего». 1-я серия».
То, что произошло дальше, напоминало эпидемию. Возникло настоящее фан-движение алисоманов, как называли себя поклонники фильма (официальный статус это слово обрело несколько позже на концертах рок-группы «Алиса»). Исполнительница главной роли, Наташа Гусева в один момент стал знаменитой на весь Советский Союз, а Московский почтамт захлестнула волна восторженных писем, на многих из которых стоял адрес получателя: «Москва, Космозоо, Алисе Селезневой». Доходило до того, что многие поклонники «дежурили» на ветках близрастущих деревьев с биноклями.
Как это было
Все началось еще в конце 70-х. На одной из встреч со школьниками, Павел Оганезович Арсенов (режиссер – прим. авт) спросил, какой фильм ребята посоветуют ему снять. Арсенов получил более пятисот записок, в большинстве из которых его просили снять фильм об Алисе, героине повести «Сто лет тому вперед» Кира Булычева. Съемки стартовали в 1981 году.
Как известно, «лицо» фильма – это актеры. Их искали в обычных школах, отдавая предпочтение тем детям, которые уже имели опыт съемок. Так попал в фильм Алеша Фомкин (Коля Герасимов), успевший до этого сняться в нескольких выпусках «Ералаша».
Илья Наумов, сыгравший в фильме осторожного и подозрительного Фиму Королева, ранее не участвовал в съемках, но в свете софитов чувствовал себя как рыба в воде, за что и получил одну из главных ролей в фильме.
Дольше всего искали девочку на роль Алисы. В книге Булычев описываю свою героиню как высокую блондинку спортивного телосложения. Вместе с Арсеновым они просмотрели несколько сот фотографий претенденток. Но помог, как водится, случай. Как рассказывал сам режиссер:
«И вот однажды приходит ассистент и говорит: «Посмотрите, кого я к вам привела!» А у нее из-под руки выглядывает такое маленькое существо — застенчивое, с синими бездонными, сияющими глазами. «Вот она, Алиса!» — обрадовался я».
Арсенов тогда произнес пророческую фразу: «Смотрит не по-нашему». И даже вставил ее в фильм.
Музыка нас связала
Ни один фильм не обходится без музыки. Первоначально режиссер заказал поэту-песеннику Юрию Энтину («Антошка», «Вместе весело шагать…», «Бу-ра-ти-но») двенадцать песен, но спустя какое-то время, когда поэт уже начал работу над текстами, изменил свое решение, оставив только одну песню – финальную. Сегодня она известна под названием «Прекрасное далеко».
Сам поэт рассказывает так:
«Считаю, что песня не должна иллюстрировать фильм, она должна быть над фильмом, неким таинством. Как ко мне пришли эти строки песни «Прекрасное далёко»? Практически в присутствии Лии Ахеджаковой. Она приехала ко мне на дачу, я в этот момент работал, моя жена её встретила так: «Пока он не допишет, спускаться не будет». Потом мы общались, и она настояла, чтобы я прочёл, что написал. Она рассмеялась в голос. Я обиделся. Она потом извинилась: «Я увидела в тебе ребёнка. Это было так наивно! У тебя были такие глаза!»
После встречи с Евгением Крылатовым (он лирический и немного мистический композитор) у меня начался другой период. Прочитав стихи, он спросил меня: «Зачем ты так много повторяешь эти слова: «Не будь ко мне жестоко, не будь ко мне жестоко, жестоко не будь»?» Я говорю: «Это же молитва!» Крылатов обрадовался: «Это — идея!»
Был и мистический эпизод. В 1989 году по телевизору шла передача «Взгляд», которую смотрела вся страна. Ведущим был Владимир Мукусев. К нему привели вундеркинда-беспризорника. Ребёнка нашли на вокзале, поселили в детский дом. Там у мальчика обнаружился абсолютный слух. В кратчайший срок он освоил духовые инструменты. Так вот, привели его в студию, он сыграл, а потом Мукусев спросил: «А у вас есть любимая песня?» И тот запел «Прекрасное далёко»… В этот момент случилось невероятное: Мукусев разрыдался и не смог вести передачу. Что-то случилось и с оператором, он не смог снимать… Эфир прервался».
Алисомания – история болезни
С началом перестройки пришли новые проблемы и реалии. Некогда было грезить о прекрасном будущем, надо было выживать и обустраиваться в новом капиталистическом мире. Экраны телевизоров заполнили американские боевики и триллеры.
Но, как известно, ничто в мире не исчезает просто так, и 1 июля 1999 года в Интернете появился «Официальный сайт фильма «Гостья из будущего» www.mielofon.ru. Фанаты получили свой новый, виртуальный способ общения. Кроме материалов по фильму, на сайте присутствуют фан-проза и поэзия, и даже аналитические статьи.
Летом 2005 года стартовал проект «Романтики.ру» www.romantiki.ru, поставивший себе целью «попробовать донести до поколения, которое не застало Советский Союз, те искры хорошего и доброго, что тогда были, атмосферу Советской эпохи». Вот что пишут люди на страницах этого сайта:
«Это было очень-очень давно. Я даже при жизни, даже в середине жизни решил, что глупо влюбляться в вымышленный образ из сказки. А тем более делать его своим кумиром. В любви к актрисе – Наташе тоже было что-то неправильное. А что, если она другая, нежели представляется? А нужен ли я ей? Как можно влюбиться заочно? Это не любовь, и даже не половинка любви. Тогда что это за чувство?
Я понял природу этого чувства. Эта природа лежит в нашей привязчивости, в неспособности смириться с неизбежным.
Когда смотришь фильм в детстве, так тяжело осознавать, что эта красивая, умная, добрая, совершенная девочка прилетела не навсегда! Пройдет день-два и ее не будет. И не потому, что она умрет, а потому, что еще не родится! А умрем то мы! Так и не дождавшись ее чистого взгляда.
…Образ Алисы – это СИМВОЛ наших самых дорогих и сокровенных радостей. Символ с душой. И от этой красивой души, которая смотрит на тебя голубыми глазами, сходишь с ума. Вот этот феноменально выразительный символ и не хочется терять!»
Что ж, попутного ветра в парус. Прекрасное будущее – возможно.
Прислал Одиночка