Sotov: Интервью с Татьяной Дасковской
Опубликовал: Cher | рубрики: интервью, Новости |Интервью с Татьяной Дасковской! (Живёт в Нюрнберге, Германия)
Sotov(З)
Татьяна Дасковская (Т)
— З : Первый вопрос, как Вы относитесь к фильму «Гостья из будущего» и конкретно к Песне которую Вы исполняли?
Т : Я хорошо отношусь к этому фильму, очень даже хорошо, а музыка просто замечательная.
Видите, сколько уже поколений, не то чтобы на ней воспитанны, но её очень хорошо принимают, потому что она очень трогательная, хорошо написаная, грамотная песня… Хороший композитор, хорошие слова, понятно о чём, поэтому я очень хорошо к ней отношусь.
— З : Скажите, а как записывалась песня?
Т : Сначала попробовали девочку записать одну, я не помню её фамилии, по моему она из хора Попова. Девочка, подросток, ей наверно лет 13 было.
Она прекрасно записала, потому что это, в общем-то, образ девочки, героини которую играла Наташа Гусева — Алиса. Но потом при воспроизведении этой записи
оказалось, что она не устроила по каким-то соображениям режисёра, Арсенова, и тогда Крылатов, я очень много с ним работала и записывала (это не первый мой фильм был, я много работала на Мосфильме и на студии Горького), он пригласил меня, и мы достаточно быстро с ним это всё записали.
Вот такая вот история была…
З : Скажите, а какое у Вас отношение к ситуации в современном детском российском кино?
Т : Я всегда к нему очень хорошо относилась. Детское кино опять возобновляют, первый фильм сделали «Дюймовочку», да?
З : Я, честно говоря, не знаю.
Т : По-моему, «Дюймовочку». Ещё даже по-моему идут сьёмки на Мосфильме. А раньше это было такое производство большое, я работала там на студии Горького.
Там в год выпускалось очень много фильмов для детей. Поэтому я считаю, что нужно снимать и для детей обязательно, обязательно нужно снимать с хорошей музыкой!
Вот прошло уже с этого фильма сколько лет? Ведь это был 89 год, да? А ведь до сих пор поют, причём разного возраста, эту песню. С большим удовольствием и хор поёт, и отдельно поют солисты, и правильно!
У любого возраста должны быть свои песни. С моей точки зрения не очень правильно, когда дети поют взрослые песни, а как Вы считаете?
З : Я абсолютно с Вами согласен!
Т : У них должен быть какой-то свой репертуар, трогательный какой-нибудь. Хорошо, когда пишут професиональные композиторы для детей, которые понимают в этом. Вот эта песня «Прекрасное Далёко», она и детям интересна, и взрослым тоже, в своё время и взрослые люди очень трепетно к этой песни относились, и растроганы были. Она не ярко выраженная детская песня, но вот такого плана и нужно писать песни, не правда ли? Вот как написал «Крылатые качели» в своё время, её поют и дети, и взрослые с большим удовольствием.
— З : Ещё вопрос, были ли в Вашем репертуаре песни Давида Тухманова?
Т : Записывала ли я песни на радио или телевиденье, да? Не пришлось, хотя я очень хорошо знакома и был такой проект, но к сожалению не получилось.
Но мы знакомы… С очень многими композиторами работала. Было такое «Бюро пропаганды советской музыки» в Москве, когда-то существовала вот такая организация и я работала практически со всеми, издательство у меня есть и это не единственный фильм такой. Но вот с Давидом Тухмановым не пришлось, к сожалению.
— З : В интервью, не то Энтин, не то Крылатов говорили, что для фильма планировалось написать несколько песен. Не помните ли Вы, как это происходило,
действительно планировалось записать больше песен, нежели «Прекрасное Далёко»?
Т : Вы знаете, на сколько я помню, я правда давно видела этот фильм, там звучит музыка.
З : Музыка там есть, но вот песня там только одна.
Т : Ну, очевидно, я так думаю, что (я ведь не ошибаюсь, Павел Арсенов сделал этот фильм? З : Да) в общем-то это и правильно было сделанно, фильм не музыкальный как таковой. Много музыки, много песен бывают в музыкальном фильме, а этот фильм, он такой трогательны и приключенческий и фантастический и героиня там замечательная. Вот я предпологаю, что решили оставить её, так сказать, от её лица вроде бы, образ, так как она главная героиня и девочка очень хорошая. Ну, и я так думаю, что поэтому не стали писать, обычно много музыки — это музыкальный фильм. Этот фильм и не назовёшь музыкальным…
Вот Вы обратили внимание, там по-моему 4 или 5 серий, и в каждой серии звучит эта мелодия.
З : Да, эта мелодия звучит на разные вариации…
Т : Вот я так думаю, что фильм именно вот об этой девочки, он и называется «Гостья из будущего», поэтому и оставили одну тему.
— З : Скажите, вы поддерживаете сейчас ещё связь с кем-нибудь из принимавших участие в создании фильма?
Т : Конечно! Во-первых я поддерживаю отношения с Евгением Павловичем Крылатовым, мы большие-большие друзья. Не просто знакомые, а друзья, мы очень много лет проработали, мы ездили на гастроли по всему Советскому Союзу, и как бываю в Москве, я обязательно встречаюсь либо созваниваюсь.
И не только надо сказать с ним, по телефону разговаривала и с Энтиным Юрой, потому что мы с ним работали и не на одном фильме.
Помните такой был фильм, может Вы и не знаете, «Точка, точка запятая»?
З : Я его, скорее всего, просто уже не застал.
Т : Ну, поддерживаю, а что касается исполнителей, то мы на одной передаче телевизионной встретились с Наташей Гусевой, она уже немножко подросла, по-моему так было, да… Я не помню, что это была за передача, но нас там пригласили и мы только, собственно говоря, там с ней и встретились, а так всё это происходит несколько иначе. Но бывает, что актёр встречется с певцом, который его озвучивает и у меня такие были встречи в жизни, но в хороших отношениях была с Арсеновым, мы ещё с ним столкнулись на фильме на одном, а может быть даже и на двух. Но один я точно помню…
А может и нет… Забыла! Как раз не могу вспомнить.
— З : Ещё вопрос, насколько изменилась Ваша судьба и изменилась ли вообще после оглушительно успеха фильма?
Т : Но Вы знаете, по поводу конкретно вот этого фильма так и нет. Почему-то у нас было раньше не принято писать это в титрах, поэтому долгое время оставалось для всех тайной, кто же это собственно пел. Даже у меня был такой случай, смешной должна Вам сказать, что Геннадий Гладков, это очень известный композитор, он много писал для детей и у него чудесные фильмы. Вы видели «Формулу любви»?
З : Да конечно!
Т : Знаменитая музыка и так далее… Мы с ним очень много лет работали, и он уж меня знает очень хорошо, и когда ему понадобилось для его фильма озвучить… «Раз, два — горе не беда» по-моему это был фильм, либо… Я уже стала забывать! Ну, в общем, для фильма ему понадобилось озвучить Жар-птицу и он позвонил Крылатову и говорит : «Кто у тебя, у тебя такая девочка там записывала замечательно! Я хочу чтобы она у меня тоже записала!» То есть он меня так и не узнал, а поскольку раньше не принято было писать в титрах, поэтому никто не узнал, что эту песню записывала я… Потом уже, прошло уже много времени, там десять лет, пятнадцать лет, стали упоминать. Так что ничего я от этого как говорится… Популярности во всяком случае мне не принесло.
Но я была, как Вам сказать, популярна в других фильмах и у меня даже есть пластинки свои. Но, по крайней мере, в кругах музыкантов с которыми я работала
и на Мосфильме (у меня прекрасные отношения) и на ст. Горького и вообще, на других там даже киностудиях, ну, знали меня, помнили меня, приглашали…
Я между прочим озвучила более чем 200 фильмов, а написали в титрах в те времена, это были Те времена, написали в фильмах пяти. Всего в пяти из этих более двухсот, более!
З : Какая несправедливость!
Т : Между прочим, я тоже так считаю. Вот так, даже были у меня мюзиклы в которых вот — от и до, называется. Не просто там одна песня встречалась, а музыкальные фильмы, в которых тоже не считали нужным, чтобы не портить имидж актрисы. Такие вот были времена. Но, правда, сразу и предупреждали, чтобы не обольщались.
— З : Скажите, а ведь песню из «Лилового шара» Вы исполняли?
Т : Да, я!
З : Ну вот вы значит где встречались с Павлом Арсеновым!
Т : Да, да, да! Верно, конечно это же было продолжение и «Лиловый шар», да, да конечно! Совершенно справедливо. «Хоть глазочком заглянуть бы…»
Да, да, да.
— З : В оригинальном исполнении Песни поётся, «не в райские края…»
Т : Это было как раз в фильме, потом, не знаю наверно по идеологическим соображениям взяли изменили. Стали исполнять «чудесные края…», чтобы не говорить «не в райские». Между прочим, если Вы весь куплет прочтёте то он несколько меняется, именно «не в райские…» !
З : У меня есть оригинал, только в оригинале поётся «не в райские…»
Т : Да!
З : Ведь везде, а в следущих версиях поётся «в чудесные…»
Т : Так решили, наверное!
З : Вы не знаете, кто так решил?
Т : Ну, я думаю, что руководство, которое принимало фильм.
З : В фильме-то поётся «не в райские…»
Т : В фильме поётся «не в райские…». Вот это так прошло, потом Хор спел (Большой детский Хор – прим. ред.), ещё там кто-то спел, и решили изменить слова, потому что это был тогда восемьдесят восьмой, ещё коммунистическая партия была… Правда, я потом в концертах пела всё равно «не в райские…». Я ездила ведь с концертами, с Крылатовым и не только с этой песней, там было очень много…
— З : Скажите, Вы ещё исполняете песни?
Т : Да, когда я сюда приехала, мы организовали… Ну, мы — это люди, так сказать, имеющие отношение к искуству… Надо было как-то адаптироваться…
Мы организовали клуб, в Гемайншафтсхаузе (Gemeinschafthaus = Дом собраний), есть тут в Нюрнберге Гемайншафтсхауз, 450 лет, с прекрасным залом аппаратурой замечательной, и подобралась группа, режиссёр, сценарист, осветитель, музыканты профессиональные и мы назвались группа «Гезанг» (Gesang = пение), у нас потом прибавились чтецы. То есть это не просто такой сборный концерт, эстрадный, а это делает программу, целая программа.
Например, новогодняя программа… Пишется сценарий, и дальше вот увертюра идёт, режиссёр работает с исполнителями…
Ну, вот она существует до сих пор, слава Богу! Здесь в округе знают, приходят. Каждый год три концерта обязательных даём, в этом Гемайншафтсхаузе, летом… Как профессиональные артисты.
— З : Такой нескромный вопрос, а почему Вы переехали в Германию?
Т : Я уехала в очень тяжёлые временя, это был девяносто девятый год, с девяносто шестого по девяносто девятый год не было работы вообще никакой, полная невостребованность и с этим я очень бедствовала, поскольку вся семья у меня музыкальная, понимаете, у меня дочь взрослая которая закончила академию Гнесиных. А как музыкант, никаких перспектив не было. И вот мы особенно бедствовали эти три года, пытались найти работу, там на рынке работали, где только не работали. Ну и вот, может быть сгоряча конечно, а может быть, не знаю как, но мы уехали. Тогда казалось, что перспектив уже нет никаких и не у кого! Но может быть об этом и не стоит…
З : Почему же, это же история!
Т : Ну да! Ну, а теперь, так сказать, я думаю что поезд ушёл, я так думаю, хотя Вы знаете у меня остались там очень хорошие отношения и мы встречаемся на Мосфильме. Сейчас там идёт какая то работа, всё возобновляется. Ведь это же были времена когда музыка не нужна была, малобюджетные были фильмы и музыки там вообще не было, а это была основная моя работа! И я проработала с семьдесят второго года по девяносто шестой, это 24 года на киностудии.
— З : Вы верите в хорошую судьбу нашего кино, что оно возродится?
Т : Ну, почему, вот сейчас как раз появляются фильмы, ну что Вы… Может быть они в другом жанре, так сказать камерные фильмы, но есть и очень хорошие. По моему у Павла Лугина, «Остров» с известным очень Петром Мамоновым в главной роли. Замечательный фильм. Просто прекрасный фильм. Да, конечно, верю, по-другому и быть не может! Жаль что поколение которое вот эти лет 15, выкинуло из жизни Крылатова и мэтров понимаете, которые были связаны с киномузыкой. Люди же стареют, энергетика не та и прочее… Жаль, конечно, потом меня, то есть я, я училась всю свою жизнь. Вот когда пришла в семьдесят втором году и годы училась быть закадровой певицей, потому что это профессия. Это профессия, ты приходишь, там распелся, конечно, но перед тобой ставят ноты и ты должен это сделать сразу практически в микрофон. Одна репетиция и дальше запись. Я по образованию дирижёр-хоровик, правда я никогда не работала дирижёром- хоровиком, но по образованию да и умею читать с листа (ноты – прим. ред.). Там нет времени на разучивание и так далее…
Одна репетиция, ты послушал, там обычно идёт наложение, сначала записывают артистов, а потом накладывают голос певца. Это нормальная такая практика.
Ну и ты стоишь в этих наушниках у микрофона и ты это должен сделать быстро, там нет времени, чтобы ты там спел или что-то такое. Поэтому это профессия, это может делать не каждый человек, не каждый… Этому учатся. Была же замечательная команда, из которой, к сожалению, теперь уже никого нет. Потому что была полная невостребованность, и это не было не нужно никому… Может быть поэтому, в настоящий момент… Ну, конечно, подрастут там другие, подучатся… Будут, конечно, новые люди… Но жалко, что разогнали на ровном месте, людей профессиональных в этом деле! Мне очень жаль!
Я тоже попала под эту мясорубку. Трудные времена были, а жалко потому что это была жизнь моя! Я это очень люблю!
Но не хочется так, на грустной ноте…
— З : Да, на грустном завершать не надо, это не хорошо… Спасибо Вам огромное!
Т : Да ну Господи, ради Бога! Звоните, Дима, если что нибудь Вам понадобится, может Вам нужно будет найти как-то Крылатова, я Вас могу свести!
— З : Спасибо! Ну и, как завершающую ноту, от всех огромное-преогромное спасибо, за то, что Вы так гениально исполнили эту потрясающую песню, за Ваш
божественный голос!
Т : Спасибо Димочка! И вам большое спасибо! Большое спасибо, что вы меня помните!
З : Большое Вам спасибо!
Т : Большое спасибо Вам тоже! Всего Вам доброго!
З : До свидания!
См. также новогодний подарок от Дасковской.
Обсуждение см. на форуме здесь.