ДОПОЛНЕНИЕ N1 к материалу о Евгении Герасимове
Статья про фильм «Облака» в журнале «Советский экран». – 1973. — №18. – С. 4-5. (статья приводится дословно, без каких-либо изменений, дополнений, переработок или сокращений).
Т. Кеймах. ПРЕЛЮДИЯ ПОЛЁТА
Тень от самолёта скользит над землёй, широкими плесами, лугами, маленьким городом…
Летит аист, распластав крылья.
Ветер кружит пушинку и лёгкую стаю мыльных пузырей.
Тяжёлый истребитель мгновенно прочерчивает свой путь в небе.
Звучит музыка, напряжённая, беспокойная, динамичная.
Эти образы, образы свободного и вольного полёта, в которых тяжесть притяжения преодолена, постоянно возникают в фильме. Они плотно и органично входят в ткань драмы. Они выстраивают её внутренние ритмы, акцентируют кульминации, создают атмосферу – тревожно-приподнятую, романтическую.
«Облака» – так назвали свой фильм сценарист Б. Лобков и режиссёр Б. Степанов Они нарисовали портрет юноши, который хотел летать, который жил в одном из тихих городов, так живописно прилегающих к большим рекам, который часто любил уединяться на берегу и слушать рокот самолётов. Бегал смотреть, как плавно они приземляются на крохотный аэродромчик, как деловито сходят на землю в минутную эту посадку пилоты и штурманы, как легко прохаживается по траве стюардесса, как заливают горючее и снова – в воздух; любил просто, бросив вёсла, плыть по реке и следить за всегда причудливым движением облаков, пристально вглядываться в почти застывшую в небе птицу; по ночам читал, конечно, Сент-Экзюпери (и музыка та самая беспокойная и мажорная, звучала в эти моменты). Он успешно заканчивает школу, но безуспешно пытается поступить в лётное училище – его не принимают по состоянию здоровья…
Авторы рассказывают историю своего героя с той мерой такта, которая позволяет им вести разговор без нравоучений. Они сделали фильм о силе призвания, вере в своё предназначение.
Эти мотивы растворены в контексте картины, в романтических её акцентах. А действие разворачивается буднично, весьма обыкновенно и безжалостно правдиво. Реально. Без ложных романтических красот. Внутренняя напряжённость этого плавного фильма, его сила и патетика чувств нарастают постепенно. Они складываются и из сюжетной нестандартности, и из правды ситуаций, и из прекрасной работы актёрского ансамбля, где играют на нюансах, эмоционально, наполнено, пластично. И из движений камеры, неторопливо приглядывающейся к лирическому герою и к тому, к чему он сам приглядывается.
… Итак, не поступил. Возвратился домой. Устроился в мастерские аэродрома. Дома к его деятельности относятся сдержанно.
Отца в Колиной семье не было, ушел. Мать растила и тянула двоих – Колю и его братишку. Обоими любуется, души в них не чает. Но вот мать полюбила хорошего серьёзного человека. а её любит непутёвый, странный Лёнька, сосед, через забор живут. И предложение делает, а она смеётся — и выходит замуж за того, сильного – Степана.
Коля эту ситуацию принимает как должное. И потому конфликта в семье нет. Но есть неконтактность идеализма и практицизма. «Всё мечтает…» – вздыхает Степан.
И привязывается Коля к чудаковатому Лёньке, которого всерьёз не принимают: с него и спроса, и толку мало. Однако лучше этого Лёньки никто Колю не чувствует, и исподволь складывается их сотоварищество, сотоварищество людей, лет на двадцать друг от друга отстоящих.
Лёнька на Колю сердится – жил бы в самом деле как положено: свет что ли клином на этих самолётах сошелся, — и помогает ему всем, на что способен, и придумывает: сначала на карусели крутит, потом с трамплина велит прыгать, и бежит с санитарной сумкой по снегу, сам в отчаянии от своей затеи. Так он тренирует Колю для новой медкомиссии.
Если Ия Савина, ласково-непонимающая мать, и Юрий Смирнов, Степан, играют драму густо-бытовую, семейную, то Лев Дуров и Евгений Герасимов играют драму романтическую. Однажды Лёнька у себя в сарае показывает детям фрагменты из «Двух бойцов» (он тогда служил киномехаником) и рассказывает всё происходящее от себя, от первого лица. И возникают на экране знаменитые финальные кадры, И Борис Андреев выносит из боя Марка Бернеса, и звучит короткий трагический диалог. «Умер!»- потрясённо кричит Андреев. «Кто умер?» – силой чувства товарища оживает, воскресает Бернес.
Эта цитата из старого фильма могла бы стать эпиграфом к ленте Лобкова и Степанова, эпиграфом, в котором отражается ведущая сквозная тема их картины, связывающая и героев Бернеса и Андреева, и героев Дурова и Герасимова .
В эпизодах, где занят Дуров, этот внутренний пафос достигает наивысшей точки. Так играет этот актёр своего Лёньку-альтруиста.
Он передаёт пронзительную силу сострадания и беспомощность. Пронзительную боль и доброту. В театре на Малой Бронной Дуров работал над образом капитана Снегирёва в спектакле «Брат Алёша» (по «Братьям Карамазовым»). Там он воссоздавал самую крайнюю степень самоуничижения и самый высокий накал жизни духа. В его Лёньке продолжена эта духовность и ясность.
… Мгновение, ради которого Коля живёт, случится в его жизни. Волей случая и хорошо обдуманного плана, он взлетит на старом самолёте, и сам проложит путь сквозь облака.
Была в этом внимательном и мягком юноше какая-то такая сила, тихая и неколебимая, отличающая его от сверстников, какая-то такая внутренняя сосредоточенность и погружённость в идею, что должен был он её осуществить. Несмотря на обстоятельства, к нему не благоволящие. Должно было быть в его жизни это прекрасное мгновенье.
Собственно, на этом фильм и заканчивается. Хотя существует ещё и финал картины, в котором по таинственно окутанному темнотой аэродрому шагают лётчики-испытатели в скафандрах. Среди них и наш герой, который взмывает ввысь на сверхзвуковом лайнере. Гремит музыка. О чужеродности такого финала говорить не приходится. Просто жаль, что он есть в этой картине.
Впрочем, попробуем не обратить на него внимания?..
ОБЛАКА
Киностудия «Беларусьфильм»
Сценарий Б. Лобкова
Постановка Б. Степанова
Гл. оператор В. Николаев
Гл. художник В. Кубарев
Композитор О. Каравайчук