Прелюдия полёта

ДОПОЛНЕНИЕ N1 к материалу о Евгении Герасимове

Статья про фильм «Облака» в журнале «Советский экран». – 1973. — №18. – С. 4-5. (статья приводится дословно, без каких-либо изменений, дополнений, переработок или сокращений).

Т. Кеймах. ПРЕЛЮДИЯ ПОЛЁТА

Тень от самолёта скользит над землёй, широкими плесами, лугами, маленьким городом…
Летит аист, распластав крылья.
Ветер кружит пушинку и лёгкую стаю мыльных пузырей.
Тяжёлый истребитель мгновенно прочерчивает свой путь в небе.
Звучит музыка, напряжённая, беспокойная, динамичная.
Эти образы, образы свободного и вольного полёта, в которых тяжесть притяжения преодолена, постоянно возникают в фильме. Они плотно и органично входят в ткань драмы. Они выстраивают её внутренние ритмы, акцентируют кульминации, создают атмосферу – тревожно-приподнятую, романтическую.

«Облака» – так назвали свой фильм сценарист Б. Лобков и режиссёр Б. Степанов Они нарисовали портрет юноши, который хотел летать, который жил в одном из тихих городов, так живописно прилегающих к большим рекам, который часто любил уединяться на берегу и слушать рокот самолётов. Бегал смотреть, как плавно они приземляются на крохотный аэродромчик, как деловито сходят на землю в минутную эту посадку пилоты и штурманы, как легко прохаживается по траве стюардесса, как заливают горючее и снова – в воздух; любил просто, бросив вёсла, плыть по реке и следить за всегда причудливым движением облаков, пристально вглядываться в почти застывшую в небе птицу; по ночам читал, конечно, Сент-Экзюпери (и музыка та самая беспокойная и мажорная, звучала в эти моменты). Он успешно заканчивает школу, но безуспешно пытается поступить в лётное училище – его не принимают по состоянию здоровья…
Авторы рассказывают историю своего героя с той мерой такта, которая позволяет им вести разговор без нравоучений. Они сделали фильм о силе призвания, вере в своё предназначение.
Эти мотивы растворены в контексте картины, в романтических её акцентах. А действие разворачивается буднично, весьма обыкновенно и безжалостно правдиво. Реально. Без ложных романтических красот. Внутренняя напряжённость этого плавного фильма, его сила и патетика чувств нарастают постепенно. Они складываются и из сюжетной нестандартности, и из правды ситуаций, и из прекрасной работы актёрского ансамбля, где играют на нюансах, эмоционально, наполнено, пластично. И из движений камеры, неторопливо приглядывающейся к лирическому герою и к тому, к чему он сам приглядывается.

… Итак, не поступил. Возвратился домой. Устроился в мастерские аэродрома. Дома к его деятельности относятся сдержанно.
Отца в Колиной семье не было, ушел. Мать растила и тянула двоих – Колю и его братишку. Обоими любуется, души в них не чает. Но вот мать полюбила хорошего серьёзного человека. а её любит непутёвый, странный Лёнька, сосед, через забор живут. И предложение делает, а она смеётся — и выходит замуж за того, сильного – Степана.
Коля эту ситуацию принимает как должное. И потому конфликта в семье нет. Но есть неконтактность идеализма и практицизма. «Всё мечтает…» – вздыхает Степан.

И привязывается Коля к чудаковатому Лёньке, которого всерьёз не принимают: с него и спроса, и толку мало. Однако лучше этого Лёньки никто Колю не чувствует, и исподволь складывается их сотоварищество, сотоварищество людей, лет на двадцать друг от друга отстоящих.
Лёнька на Колю сердится – жил бы в самом деле как положено: свет что ли клином на этих самолётах сошелся, — и помогает ему всем, на что способен, и придумывает: сначала на карусели крутит, потом с трамплина велит прыгать, и бежит с санитарной сумкой по снегу, сам в отчаянии от своей затеи. Так он тренирует Колю для новой медкомиссии.

Если Ия Савина, ласково-непонимающая мать, и Юрий Смирнов, Степан, играют драму густо-бытовую, семейную, то Лев Дуров и Евгений Герасимов играют драму романтическую. Однажды Лёнька у себя в сарае показывает детям фрагменты из «Двух бойцов» (он тогда служил киномехаником) и рассказывает всё происходящее от себя, от первого лица. И возникают на экране знаменитые финальные кадры, И Борис Андреев выносит из боя Марка Бернеса, и звучит короткий трагический диалог. «Умер!»- потрясённо кричит Андреев. «Кто умер?» – силой чувства товарища оживает, воскресает Бернес.
Эта цитата из старого фильма могла бы стать эпиграфом к ленте Лобкова и Степанова, эпиграфом, в котором отражается ведущая сквозная тема их картины, связывающая и героев Бернеса и Андреева, и героев Дурова и Герасимова .
В эпизодах, где занят Дуров, этот внутренний пафос достигает наивысшей точки. Так играет этот актёр своего Лёньку-альтруиста.
Он передаёт пронзительную силу сострадания и беспомощность. Пронзительную боль и доброту. В театре на Малой Бронной Дуров работал над образом капитана Снегирёва в спектакле «Брат Алёша» (по «Братьям Карамазовым»). Там он воссоздавал самую крайнюю степень самоуничижения и самый высокий накал жизни духа. В его Лёньке продолжена эта духовность и ясность.

… Мгновение, ради которого Коля живёт, случится в его жизни. Волей случая и хорошо обдуманного плана, он взлетит на старом самолёте, и сам проложит путь сквозь облака.
Была в этом внимательном и мягком юноше какая-то такая сила, тихая и неколебимая, отличающая его от сверстников, какая-то такая внутренняя сосредоточенность и погружённость в идею, что должен был он её осуществить. Несмотря на обстоятельства, к нему не благоволящие. Должно было быть в его жизни это прекрасное мгновенье.
Собственно, на этом фильм и заканчивается. Хотя существует ещё и финал картины, в котором по таинственно окутанному темнотой аэродрому шагают лётчики-испытатели в скафандрах. Среди них и наш герой, который взмывает ввысь на сверхзвуковом лайнере. Гремит музыка. О чужеродности такого финала говорить не приходится. Просто жаль, что он есть в этой картине.
Впрочем, попробуем не обратить на него внимания?..

ОБЛАКА

Киностудия «Беларусьфильм»
Сценарий Б. Лобкова
Постановка Б. Степанова
Гл. оператор В. Николаев
Гл. художник В. Кубарев
Композитор О. Каравайчук

ДОПОЛНЕНИЕ N2. Статья про фильм «Исчезновение»

Материал о Евгении Герасимове

Обсуждение темы о Е.Герасимове см. на форуме здесь и здесь.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.