ДОПОЛНЕНИЕ N2 к материалу о Евгении Герасимове
Статья про фильм «Исчезновение» в журнале «Советский экран». – 1978. — №15. – С. 3-4 (дословно).
М. Михайлова. «Их было пятеро»
Максим Шабанов в свои двадцать пять лет знает, как жить. Руководствуясь девизом «критерий поступка – польза» (а именно так формулирует герой фильма своё жизненное кредо), можно рассчитывать на многое… Пожелай авторы фильма «Исчезовение» довести до логического конца тенденции, заложенные в характере Максима, и мог получиться однозначный и карикатурный образ этакого злодея.
К счастью, они остановились у той грани, за которой начинается схема, и Максим (Евгений Герасимов), воплощая узнаваемую нравственную тенденцию, воспринимается как обычный молодой человек, только, может быть, чуть заметнее в нём черты, свойственные какой-то части молодёжи: деловитость, холодный, трезвый ум, практицизм. Максим, вероятно, спокойно осуществил бы свою жизненную программу, не вызвав никаких особых нареканий, если бы не Родька. Тот самый «стихийный», увлекающийся, вечно куда-то мчащийся Родька, Родик, Родион Самаркин, поведение и поступки которого становятся тем камертоном, прислушиваясь к которому, Максим и его друзья начинают понимать, что они упустили в жизни, от чего отказались слишком поспешно, что позволили себе забыть.
… Их было пятеро. Пятеро друзей, вместе переживавших школьные удачи и неприятности, скрепивших дружбу мушкетёрской клятвой верности, а теперь вступивших в полосу столкновений, несогласий, конфликтов – всего того, что неминуемо влечёт за собой взросление. Мы застаём друзей в тот самый момент, когда их дружба «даёт трещину». И причиной нарушения гармонии – всё тот же Родик, никак не желающий взрослеть, упорно цепляющийся за детские представления, которые, по мнению остальных, давно пора пересмотреть, отбросить, сдать в архив. Друзья доброжелательны к Родику, увещевают, уговаривают его. Но нельзя же вечно потакать его причудам! Сгодня он всех потащил в далёкое село на поиски какого-то скифского клада, завтра ещё что-либ выкинет…
Первый «урок» взрослости даёт Родику Надя Творогова (Елена Козлитина), объяснив ему, что чувство, связывавшее их совсем недавно, было не более чем детской симпатией. И то, что Родик никак не хочет согласиться с этим, продолжая твердить одно: «Я люблю тебя», — воспринимается ею как ребячество. Она так потом и говорит в доверительной беседе даше (Людмила Соловьёва): «Мы уже далеко не дети. Это всё хорошо – романтика, увлечения, поиски. А жизнь, реальная жизнь требует от человека других качеств – тех, что у Родика нет».
Так исподволь, постепенно обозначится конфликт фильма. Столкновение Максима и Родика порождено, конечно же, не мотивами личного соперничества, а противоборством определённых нравственных позиций, столкновением разных жизненных установок.
При этом хорошо, что Родик Самаркин в исполнении Алексея Мокроусова не выглядит хрестоматийным романтиком из породы чудаков-мечтателей. Родик и сам не лишён практической сметки. Просто в понятие пользы он вкладывает несколько иной смысл, чем Максим. На поиски клада его зовут любознательность и научный интерес и, главное, потребность довершить, закончить дело, за которое другие люди отдали жизнь.
Создатели фильма вовсе не стремятся развести людей «по разные стороны баррикад». И Максим и его друзья отнюдь не закоснели в прагматизме. Зёрна доброты, чуткости, душевной теплоты, позволявшие им до последнего времени находить с Родиком общий язык, оказались не навеки погребены в них. От этого конфликт не только не сглаживается, но, напротив, приобретает черты жизненности, достоверности. ведь люди, сознательно творящие зло, встречаются в жизни не столь часто. Гораздо больше проступков совершается по инертности, нерадивости, равнодушию, невнимательности. Однако анализ рассмотренной ситуации ведётся сценаристом, режиссёром, актёрами с максималистских позиций. Известно, что всякое отступничество нетерпимо. Сценарист Исай Кузнецов и режиссёр Вениамин Дорман сознательно идут на трагическое разрешение ситуации: Родик погибнет, и виновность в его гибели Ощутят все. Нравственная и психологическая проблематика картины раскрывается таким образом через детективный сюжет: на протяжении полутора часов экранного времени выясняются обстоятельства исчезновения Родика Самаркина. При этом сохраняются все преимущества детективного жанра, то есть напряжённое развитие сюжета, чёткий ритм. Правда, предельно обострив ситуацию, авторы одновременно и упростили свою задачу, потому что пред лицом нелепой, страшной смерти, обстоятельства которой к тому же совершенно неясны, неизбежно затихают все разногласия и споры друзей. А как раз споры, размышления о жизненной позиции для нас в данном случае особенно необходимы.
… В первых кадрах фильма на нас смотрели с любительских фотоснимков беспечные, улыбающиеся лица ребят. Вот они – красивая Надя, скромная Даша, весельчак Виктор, наконец, Максим и Родик. К этим фотографиям ещё вернётся наша память в финале картины, когда мы будем пристально вглядываться в изменившиеся, повзрослевшие лица Максима, Нади, Даши и Виктора. Между этими двумя кадрами – путь каждого из них к себе, к пониманию глубокой связи, скрепляющей людей неразрывной нитью преданности, заботы, любви.
ИСЧЕЗНОВЕНИЕ
Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького
Сценарий И. Кузнецова
Постановка В. Дормана
Гл. оператор В. Корнильев
Гл. художник М. Горелик
Композитор А. Рыбников