Евгений Герасимов (статья по материалам советской прессы)
Опубликовал: Sovyonok | рубрики: Новости |Дорогие друзья! Начиная эту статью, я предлагаю вам перенестись на 21 год назад, в декабрь 1985 года. И оттуда взглянуть на творческий путь Евгения Герасимова — исполнителя роли робота Вертера в новом (мы уже в 1985-м) телевизионном фильме Павла Арсенова «Гостья из будущего».
Евгений Владимирович Герасимов на пуске метропоезда «Акварель» (Москва, 2007, Sergkurz) и в фильме «Гостья из Будущего»
Этот фильм уже побил все рекорды популярности, и на самой первой, самой высокой волне интереса к героям фильма и к актёрам, сыгравшим этих героев, мы попробуем проследить, что же там пишут СМИ и критики об актёре и режиссёре Евгении Герасимове…
Примечание: я преднамеренно использовала в материале информацию не из Интернета (ну, по крайней мере, таких статей в Сети я не обнаружила, может, они там и есть — прячутся . А источники, которыми я пользовалась, см. в конце материала). Итак…
Он попал в кино, когда ему было 13 лет. Первая лента с участием Евгения Герасимова «Они не пройдут» была поставлена на Мосфильме режиссёром из ГДР З. Кюном. Дебют заметили, и Женю тут же пригласил сниматься в своей картине Ю. Карасик («Человек, которого я люблю»). Работа с этим режиссером стала хорошей школой. Много позже Е. Герасимов вспоминал: «… Режиссёр Юлий Карасик — мой первый учитель на съёмочной площадке… Бывало так. Вот уже появился интерес к снимаемой сцене — включают камеру. Я увлечён, живу в предполагаемой ситуации. Но дубль-два — и интерес угасает: повторение надоедает. Тогда режиссёр спокойно, не нервничая, начинает подводить меня к нужной, необходимой реакции на события. Благодаря ему я знал, что нужно почувствовать, что должно родиться в душе, чтобы правильно прозвучало каждое слово. Режиссёр-профессионал преподавал мне, школьнику, первые и потому самые яркие и незабываемые уроки мастерства перевоплощения. Наверное, не случайно именно тогда я решил: стану актёром…».
Юноша поступил в театральное училище имени Б. В. Щукина при театре имени Евг. Вахтангова. Впрочем, кино он не оставил и параллельно с учёбой продолжал сниматься.
«Обвиняются в убийстве» (режиссёр Б. Волчек, сценарист Б. Агранович) — фильм, прошедший по экранам с большим успехом. Женя сыграл Сашу Щетинина, мужественно вставшего на защиту чести и достоинства девушки и трагически погибшего в схватке с хулиганами. Актёр создавал образ чрезвычайно лаконичными средствами и не пытался вызвать к своему герою жалость. Саша не беззащитен. Он не жертва. И его поступок не воспринимается зрителями как нечто из ряда вон выходящее. Это норма поведения. Отвечая на зрительский вопрос, встречались ли ему в жизни такие люди, как Саша Щетинин и приходилось ли ему самому вступаться за честь девушки, Е. Герасимов отвечал: «Мы даже жили в соседних домах с человеком, который был прообразом Саши Щетинина. А в жизни бывали случаи разные. Приходилось, безусловно, вступаться и за честь девушки, и защищать репутацию просто хорошего человека».
Следующая работа — роль пионервожатого в фильме А. Митты «Точка, точка, запятая…» (сценарий М. Львовского). Роль небольшая, но актёр опять очень точно почувствовал на сей раз мягкую ироничную мелодию киноленты, в которой мало назидания, просто идёт спокойный разговор о том, как помочь Лёшке Жильцову стать человеком.
Как и у любого актёра, у Е. Герасимова есть роли этапные, а есть и такие, что стали как бы фоном для работ более значительных. Он рисует портрет молодого человека 70-х годов, стремящегося определиться в жизни, не потерять своего «я». Иногда путь такого персонажа извилист, как у представителя «золотой молодёжи» в картине «Любой ценой» из телесериала «Следствие ведут знатоки». Его жизненное кредо просто: жить красиво. И совершенно неважно, каким образом… То, что в данном случае антигерой Герасимова считает естественным, воспринимается нами как противоестественное… А вот Максим в картине В. Дормана «Исчезновение» (сценарий И. Кузнецова) — совсем иной характер, другие черты. Молодому человеку очень уж легко шагается по жизни: и друзья настоящие, и любимая девушка его понимает, и в институте он подаёт большие надежды. Но вот погиб друг… Максим пытается понять, а нет ли и его доли вины в гибели Родика? Быть может, эта нелепая смерть — результат его самодовольства, чересчур уж лёгкого отношения ко всем окружающим? Мы видим, как уходит прочь дешёвая ирония, зубоскальство. Рождается новый, требовательный к себе человек.
Пожалуй, наиболее ценным в творчестве молодого актёра представляется стремление избежать самоповтора, сказать каждой ролью что-то новое зрителю. По словам Евгения Герасимова, один из самых дорогих для него образов — это Колька в картине Б. Степанова «Облака» (сценарий Б. Лобкова). В одном из интервью Герасимов сказал: «Мне близок человек такого типа, натура романтическая, чуткая и в то же время непреклонная в достижении цели…».
… С первых кадров на экране мы видим деревенского мальчишку, чуть угловатого, по-юношески замкнутого, но очень нежного, открытого красоте жизни, природы. И может быть, эта открытость и восприимчивость к красоте и зародила в нём мечту о крыльях, мечту летать. Но приговор врачей строг — Коля не проходит медкомиссию в лётное училище: «Нет, ничего страшного. Просто мы берём абсолютно здоровых людей». Евгений Герасимов так строит свой образ, что мы вместе с его героем переживаем это заключение врачей как приговор, как трагедию. Нас словно допускают в обычно закрытый от посторонних глаз мир — мир человеческой мечты. И мы уже не можем не сопереживать герою. Актёр заставил нас полюбить его, поверить в искренность мечты, в необходимость мечты в жизни любого человека. И когда Колька всё же вырывается за облака, мы понимаем, что ради таких мгновений стоит жить. Его герой — чудак и мечтатель — поступает чаще всего вопреки разуму, он мягок, нерешителен. Но он богат нравственно, его глаза светятся теплом, сердечностью, душевностью. Он стремится к цели, мечтает о небе, зовёт за собой других, передаёт своему брату высокие качества человека, учит восхищаться удивительностью и неповторимостью красоты мира.
В картине «Рождённые бурей» Е. Герасимов создаёт образ смелого, горячего, решительного юноши Раймонда. Актёру свойственен юношеский порыв, романтическая возвышенность, нацеленность на большое дело — он как бы духовно родственен своим героям.
Сложную задачу пришлось решать Е. Герасимову в фильме «Приказ: огонь не открывать», снятом на киностудии имени Горького по роману Г. Маркова. Действие происходит на японской границе в период Великой Отечественной войны. Его герой, сержант Соловей, всеобщий любимец и мужественный боец, оказывается в сложной ситуации выбора. В трудный момент он проявил малодушие, но готов ответить за это прежде всего перед самим собой — и он сознательно идёт на смерть. Герасимов стремится передать те муки, которые переживает его герой, страдания, в которых и рождается душа человека.
Недавно мы увидели Евгения Герасимова в телевизионном фильме «Время выбрало нас» (режиссёр М. Пташук), где он создал интересный образ Ивана Воронецкого, что вобрал в себя черты многих людей, сражавшихся в партизанских отрядах за освобождение Белоруссии от фашизма. «Мой герой, — рассказывает актёр, — жил в военное время. И я постоянно мысленно говорил себе, что за каждую сцену должен держать ответ перед своим отцом, прошедшим Великую Отечественную войну. Документальные кадры военной хроники во многом помогли мне справиться с задачей. Руины сожжённых городов и разорённых деревень, лица заключённых в концлагерях — всё это вызывало гнев, ярость, негодование, давало представление о том, что испытал человек, видевший это своими глазами. Я будто сам прошёл путь Ивана Воронецкого». Съёмки на киностудиях, участие в радиопостановках, дубляж, работа на телевидении… закончена роль у одного из старейших режиссёров Киевской киностудии имени А. П. Довженко В. Иванова, который поставил комедию «Смотрины» (сценарий В. Богатырёва и Г. Гукова). Зрители уже смогли оценить игру актёра в фильме «Петровка, 38». Картина поставлена на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького режиссёром Б. Григорьевым по сценарию Ю. Семёнова. Сотрудник уголовного розыска, старший лейтенант Валентин Росляков в исполнении артиста не лишён и некоторой доли романтичности, юношеской порывистости. В то же время в ответственные минуты, которых в его сложном деле бывает немало, он способен проявить твёрдость, умение реально оценить обстановку, принять решение, проявить отвагу и незаурядное мужество. Высокий профессионализм в сочетании с силой и ловкостью, продемонстрированный актёром, привлекли к нему сердца зрителей и критиков. После выхода на экраны «Петровки,38» Герасимов стал одним из героев дня.
Актёр Евгений Герасимов решил попробовать свои силы в кинорежиссуре. В ЭМТО при Мосфильме он ставит короткометражную художественную картину «Визит» по сценарию В. Мережко. Это рассказ о том, как деревенский парнишка Семён с поклажей сельских гостинцев появляется в доме знакомой девушки — студентки Марины, с которой он познакомился год назад на уборке урожая. Познакомился, влюбился и всё это время мечтал о ней. И вот нагрянул, как снег на голову. Для девушки же эта встреча — досадное недоразумение, напоминание о мимолётном, почти несерьёзном увлечении. Тем более что у Марины есть «свой» городской молодой человек. «За внешней интеллигентностью некоторых сегодняшних молодых людей, — говорит Евгений Герасимов, — кроется порой чёрствость, нежелание понять и откликнуться на искренние чувства другого человека».
Следующей режиссёрской работой стала комедия «Очень важная персона», затем последовала ещё одна — «Не ходите, девки, замуж!» Естественно, у зрителей возник вопрос, чем же был определён переход в режиссуру. И вот как отвечает на этот вопрос Евгений Герасимов: «Режиссура — моя давняя мечта. Я много снимался. Много ездил по стране, встречался со многими людьми. И очень хотелось рассказать людям о своём понимании мира. Тогда и возникло стремление стать режиссёром. Но, конечно, понимаю всю меру ответственности, которую беру на себя уже в новой роли. Каждый раз думаю: смогу ли?.. Справился ли я со своей задачей в фильме «Очень важная персона», — решат зрители и критика. И в дебюте — короткометражной ленте «Визит», и в следующих работах мне очень хотелось увлечь зрителей тем, что и меня волновало. Кто не любит лес, речку, луг? Кто не любит запаха земли? У кого не замирало сердце от красок восхода или заката солнца? Мне интересны люди, которые под стать этой красоте. Не так важно, какую должность занимает тот или иной человек, важно то, что в свою работу он вкладывает душу и дело в его руках спорится. Это люди, увлеченные жизнью. Так вырастает тема любви к человеку. Тема требовательности к себе. Шишкин из «Очень важной персоны» мог и не быть председателем колхоза, мог заниматься и чем-то другим, но и тогда он был бы интересен, коли есть в нём одержимость, он интересен. А быть ему на земле — определило время…».
Постоянная занятость, по словам Евгения Герасимова, идёт ему только на пользу. Частая смена ситуаций и обстановки создаёт стимул для новых поисков. Актёр мечтает о большой, масштабной роли современника. Есть основание надеяться, что нынешние работы станут шагом к претворению этой мечты.
Источники.
Камшалов А. И. Право на поиск. — М., 1984. — С. 212 — 215.
Герасимов Е. В. Всю жизнь — экзамен // Советский экран. — 1985. — № 19. — С. 15.
Павленок Ю. Знакомьтесь: Евгений Герасимов // Советский экран. — 1980. — № 18. — С. 14 — 15.
Павленок Ю. Вопрос актеру. Зрителям отвечает Евгений Герасимов. // Советский экран. — 1985. — №13. — С. 19.
Ситников В. Перед фильмом «Визит» // Советский экран. — 1981. — №21. — С. 13 — 14.
ДОПОЛНЕНИЕ N1. Статья про фильм «Облака»
ДОПОЛНЕНИЕ N2. Статья про фильм «Исчезновение»