Сообщение
Pinhead » 22.11.2023, 14:42
Такое представление о суде и дознании даже не Западное, а всё больше проистекающее из российской реальности. Всё-таки я имел в виду нормально работающие механизмы, а не профанацию.
Вообще же, вопрос суда, что это такое, нужен ли он и каким именно, очень старый, и тут много чего можно на эту тему сказать.
Всё же главная мысль, которую я хотел донести, заключалась прежде всего в наличии или отсутствии общепринятых критериев "пользы/вреда" и "хороший/плохой". Так как все люди, в общем-то, одинаковые, подавляющему большинству и так понятно, кто есть кто, и как расценивать те или иные деяния. Это и есть, собственно, элементарное здравомыслие. Суд, как механизм, и не является инструментом, разъясняющим эти понятия. Он появился, чтобы решать сугубо практические задачи: выяснять, кто конкретно совершил признаваемый всеми дурным поступок и какова тяжесть его вины, учитывая все обстоятельства. То есть изначально предполагается, что все и так признают, что приносить вред другим нельзя, а делающий так - плохой человек. Формально это описано в виде законов, необходимость в которых появилась ввиду усложнения человеческого общежития.
И вот на Западе эта прямая связь оказалась разорвана. Законы как бы "повисли в воздухе", исчезло понимание, что они прямо проистекают из осознания каждым "что такое - хорошо и что такое - плохо". Плохого и хорошего как бы и нет, всё относительно, как нельзя и так воспринимать людей, но формальные правила, тем не менее, откуда-то берутся (неизвестно откуда!).
Начиная рассуждать в духи абстрактных суждений, можно, конечно, легко оспорить подобный подход, сказать, что это, дескать, готтентотская этика, но при этом упускается из виду тот важный момент, что мы сами - готтентоты. И других племён при этом не существует! Абстрактный подход подразумевает, что некто смотрит на всё взглядом стороннего наблюдателя, но это изначально неверная посылка. Человек, судя о вреде и пользе, о хорошем и плохом в человеческом обществе может и должен руководствоваться только конкретным человеческим взглядом на данные вопросы, а не некоего придуманного наблюдателя, находящегося, как бы, "выше всего этого". Рассуждающие в подобном духе не понимают, что они путают беспристрастное с бесчеловечным!
И наконец, исходя из подхода понимания, смертная казнь и не рассматривается, в данном случае, как наказание, поэтому аргументы о том, что она, дескать, никого не останавливает, не важны. Это просто очистка. Избавление общества, подобно тому, как организм борется с болезнью или проводится дезинфекция от паразитов. Если уйти от сакрализации понятия "убийство" (как у китайцев), то подобная очистка перестаёт восприниматься, как нечто ужасное, а, напротив, начинает восприниматься как благо.
"Какая горькая память - память о том,
О том, что будет потом."