Отсмотрел 2 сезона сериала «Counterpart», в нашем переводе «Двойник» или « По ту сторону» или же «Аналог». Это фантастический детектив, шпионской направленности длинной в 20 серий, который по мере просмотра все больше и больше обещал стать для меня одним из лучших увиденных сай-фай сериалов, но по финишному итогу стал огромным разочарованием. Как же так вышло?
Главным фантастическим элементом и сюжетной первопричиной, от которой раскручивается маховик действий, является существование в подвале одного из административных зданий в Берлине портала в «параллельный» мир. Потрал возник около 30 лет назад, незадолго до падения берлинской стены и (на момент его возникновения) вселенные, которые он связывал, были идеально идентичны, во всем являясь точными копиями друг друга. Однако из за мельчайших, незначительных изменений, возникающих из за существования самого портала, миры (чем дальше тем больше) начинают расходится и к нашему времени различия уже весьма существенны. Широкой общественности, разумеется, ничего не известно, а правду знают лишь немногие посвященные, большая часть из которых является сотрудниками спецучреждений по обе стороны перехода, которые контролируют перемещения людей, знаний и материальных предметов из мира в мир. Искомые спецучреждения не доверяют друг другу и наряду с официальной «таможенной» дипломатией буйным цветом цветут подковерные игры, шпионские интриги и банальная контрабанда.
Качество и постановка съемок, подобно «игре престолов», напоминают больше не сериал, а полноценное большое кино, просто очень длинное и потому порезанное на серии. Атмосфера и цветовая гамма, считаю, сделаны просто на отлично и с головой окунают в мир шпионской киностилистики времен «холодной войны», с гармоничным переплетением бюрократии, эшелонированной секретности, большой автономной свободой действий для влиятельных игроков, сочетанием/расхождением личностных и служебных интересов и просто увлекательной историей отдельных людей в тисках обстоятельств и жерновах системы.
Философский аспект тоже наличествует, выраженный в личных драмах основных действующих персонажей и тянущийся через весь сериал. Ставится не такой уж и простой вопрос о том, насколько нас определяют наш потенциал и благоприятное для него окружение, а насколько наши же поступки? Извечное «а что если»?
Игра актеров в целом хороша, но исполнитель условно главной роли Дж. К. Симонс, имхо, показал просто высший пилотаж, сумев мастерски сыграть двух столь внутренне непохожих людей, при этом умело показав черты одного в другом их эволюцию во времени и развитие обоих персонажей. В большинстве случаев просто по выражению глаз и неуловимой мимике безошибочно определяешь какого из Говардов нам показывают, еще до того как он откроет рот или окружение укажет на его принадлежность.
Ну и самое главное – сюжет. Авторы умело раскручивают спираль повествования, постепенно посвящая зрителя в детали происходящего, объясняя расстановку сил и интересов. При этом зрителю не дают заскучать неплохо чередуя детектив, драму и экшен. Периодически появляющиеся флешбэки подаются дозировано и практически не раздражают (а меня обычно они сильно бесят

), а полновесная история показанная в 6 серии 2 сезона о том как появился портал и о трагической судьбе его невольного создателя – так и вовсе маленькое чудо, доставившее мне огромное удовольствие.
Огрехов в сериале тоже предостаточно, но их обычно тут же прощаешь, списывая на киноусловности:
- высокопоставленные чины из «бюро» на которых многое завязано живут в обычных неохраняемых квартирах, в которых даже банальной сигнализации нет и любой встречный-поперечный может вламываться на огонек? Ну это нужно для продвижения сюжета.
- Молоденькая девушка-килер весом в 50 кило и большую часть жизни занимавшаяся игрой на скрипке или же щуплый пожилой старикан, чей главный скилл – это «шпионский нюх» и содержимое черепной коробки, могут ака супермены махаться с количественно превосходящими здоровыми мужиками оперативниками, для которых подобная деятельность – хлеб насущный? Ну вероятно без этого ведущие герои быстро бы кончились.
- В бюро вроде как тотальная слежка за всеми и суровая подотчетность, но можно запросто выходить на парковку покурить или в коридорчик постоять и задушевно обговаривать тайные противоправные планы или же вообще устроить несанкционированную встречу людей из разных миров так что ни одна собака не узнает? Ну наверное…
- Уровень конспирации такой, что оставляем закладочки в общественных местах с шифрованными записочками и передаем их через третьи руки (причем так что посредник зачастую вообще ничего не знает и «тыкать имена и называть пальцы» попросту не способен) но при этом о прослушке телефонов, жучках в рабочих помещениях или домах и личных автомобилях вообще никто никогда не слышал? Ну это ведь условность.
И громадье таких вот условностей прощаешь, ибо сериал искупает их своей атмосферой. Вернее искупал, до конца шестой серии второго сезона. Блин лучше бы создатели оставили недосказанность и таинственность

. Но нет, решили выложить карты на стол и все рухнуло. Атмосфера распалась, абсурдности поперли со всех сторон, а главное, ощущение, что за показанным кадром стоит целый запутанный мир, со своими хитросплетениями, сложностями и бесчисленными противоречивыми силами - безнадежно ушло, оставив лишь местечковую неумелую постановку в три с половиной актера и налетом дешевизны происходящего.
Оказывается десяток средней руки ученых могут на раз создать секретную закрытую организацию длинной в три десятка лет, в которую вовлечено не маленькое такое кол-во людей и к которой тянутся бесчисленное количество финансовых, технологических, информационных ниточек и имеющую собственные секретные тюрьмы, а настоящие государственные спецслужбы и контрразведки ни сном ни духом не заинтересуются что же там такое может происходить. Управлять такой организацией можно банально отдавая приказы через «ядерный чемоданчик», будучи абсолютным инкогнито, без каких либо личных контактов и механизмов контроля за посредниками пересказывающими твои приказы подчиненным (и че характерно все будет работать как часы). А в этой организации (с как минимум тремя независимыми отделами) с огромным количеством вооруженной охраны, если вдруг надо взять под стражу главного врага организации, то есть только два человека, из которых можно выбрать охранника. Если у вас есть два мира соединенных переходом, то изучать сам переход (хотя бы банально посмотреть на него с тыльной стороны) или механизм его возникновения (в результате работы ускорителя частиц) нет нужды, главное - это психология и биология миров. И ведь действительно биология еще та: оказывается если взять две идентичные экосистемы и дать им друг с другом повзаимодействовать, а потом развести по разным углам, то через полгодика иммунитет зверюшек их составлявших кардинально станет отличатся друг от друга, да так что инфекция гриппа действующая на одних не сможет действовать на других. Блин пойду лучше раскопаю чумной могильник, ведь несколько сотен лет прошло… иммунитет то поди изменился до неузнаваемости.
Подытожив могу сказать что "Двойник" - великолепно сыгранный, качественный фантастический, детективный сериал с отличными персонажами, глубокими идеями, хорошим сюжетом, но бездарной, отвратительной концовкой. Взяв отличную высоту, создатели увы не смогли дотянуть финал. А жаль, могла получится превосходная работа.
Имхо.
Опасность нужно встречать лицом к лицу, а то догонит сзади.
П. Гераскин