Одиночка писал(а): ↑08.03.2017, 21:29Данный материал является лишь концепцией, моделью, и наверняка будет подвергнут критике. Между тем, я просил бы воздерживаться от критики уровня "это мне не нравится, поэтому оно неправильно". К сожалению, знак равенства между "красиво", "правильно" и "соответствует реальности" зачастую не ставится, причин тому множество, потому если будете критиковать - прошу делать это аргументированно. Поехали.
Возражение первое, общее:
Позитивная реморализация (а то, что нам предлагают здесь, ни что иное, как очередной, «мягкий» вариант позитивной реморализации) недопустима, потому что вторжение в мозг и личность человека может изменить его память, темперамент, выкусы и привычки, характер... То есть, всё то, что делает данного конкретного человека данным, конкретным человеком. Возможно, возникшая личность будет во много раз добрее, открытее и отзывчивее – но это будет уже другая личность, совсем другой человек. Вывод: реморализация, даже позитивная равнозначна настоящему, физическому убийству.
Возражение второе, к вопросу об искусственном счастье:
Одиночка писал(а): ↑08.03.2017, 21:29Счастье - это комплекты эмоциональных переживаний = биохимия
Первое правило, которому следую предельно жёстко: как бы ни было тебе плохо, с какими бы проблемами ты не столкнулся, не пытайся делать себя счастливым искусственно. Не глуши проблему алкоголем или наркотиками. Когда тебе плохо, ты волей-неволей начинаешь работать головой. Когда ты счастлив, тебе незачем думать. А если ты сделаешь себя счастливым искусственно, не важно, с помощью спиртного или с помощью бактерий, ты не только не сможешь справиться с проблемой – ты попросту не сумеешь её увидеть.
Возражение третье:
Одиночка писал(а): ↑08.03.2017, 21:29Что же касается мира будущего, независимо от того, кем он описан, если рассмотреть его внимательно, он похож именно на религиозную коммуну - люди приветливы, готовы помочь, если торопишься - тебя пропустят без очереди к Нуль-Т, а если надо колонизировать новую планету - подводники с радостью посидят без телевизоров. Альтруизм и ещё раз альтруизм - вот реальный стержень мира будущего. При этом отсутствие божества с лихвой компенсируется приматом и почти благоговейным отношением к познанию, хотя зачастую прикладные результаты минимальны.
Позитивная реморализация будет успешна только в том случае, если параллельно с ней человечество ещё и разом поглупеет. Даже положительно изменённая личность, но с высоким интеллектом, со свободой воли, с критическим взглядом на мир неизбежно начнёт вести себя, действовать и думать самостоятельно, окажется способной и на поступок и на подлость... Другое дело, если человек глуп, как Форрест Гамп, «дурачок из леса», герой одноимённой картины. Он всегда счастлив, именно потому, что он – дурачок. Он открыт, приветлив, отзывчив, альтруистичен – словом, обладает полным набором качеств, присущих человеку будущего, опять же, потому, что он – дурачок.
Попробуйте представить общество, страну или планету, населённую такими Форрестами Гампами. При коммунизме труд сам по себе должен быть потребностью и радостью. Но обычному человеку с высоким уровнем интеллекта, знающим своё место в мире, скучно и нудно рвать яблоки с яблонь и укладывать их в ящики, собирать ульмотроны вручную, молекулярным паяльником, пилотировать поезда Спиральной Дороги или управлять комплексом заводов-автоматов, изо дня в день нажимая одни и те же кнопки. Обычный человек неудобен и капризен, он ставит на первое место свои интересы, он требует оплаты за свой труд и достойной жизни. А «дурачкам из леса» всё в радость, они легко поступятся собственными интересами, им достаточно небольшой похвалы – так же, как ребёнку в определённом возрасте достаточно похвалы со стороны учительницы или матери. Технологические инструкции для них, понятно, сложны – но доступны, если разбить процесс на ряд простых операций. В результате может получиться весьма привлекательное, если не думать о том, каким образом всё это обеспечивается, общество с городами, заводами и космическими полётами, общественной собственностью на землю и средства производства и решениями, принимаемыми только с общего совета, с всеобщим счастьем и полным отсутствием зависти и эгоизма - правда, развивающееся, как в романе у Ефремова, очень медленно, в столетие по чайной ложке...
Возражение четвёртое:
Одиночка писал(а): ↑08.03.2017, 21:29ерующие люди чувствуют себя более счастливыми.
Верующий человек счастлив так же, как счастлив ребёнок, живущий с родителями, за которого всё решает отец и который всегда может спрятаться от опасностей большого мира на коленях у матери. Верующему просто – за него всё решает Бог, духовник, религиозная община. Атеист несчастлив, атеисту трудно – именно потому, что должен всё решать сам. Но, именно в тот момент, когда человек перестаёт перекладывать решение на кого-то, когда он сам принимает ответственность за его выполнение и за его результат, заканчивается детство, и начинается взрослая жизнь. Религия, тем более, религиозная община – это, разумеется, никакое не зло. Это просто такой своеобразный, понарошку, возврат в детство. Но все ли согласны прожить жизнь эдакими большими детьми?