Как летают космические корабли Булычёва?
Модератор: модераторы
-
- Сообщений: 1014
- Зарегистрирован: 12.05.2017, 19:57
- Реальное имя: Никита
- Желаемая форма обращения: Как хотите к себе
- Откуда: Ищи на третьей планете
- Благодарил (а): 334 раза
- Поблагодарили: 187 раз
- Возраст: 22
- Контактная информация:
Как летают космические корабли Булычёва?
Здравствуйте.
По поводу двигательных установок пока могу рассказать только про «Пегас», такой, каким он изображён в «Путешествии Алисы» («Девочке с Земли»), но это судно, как самое известное в цикле об Алисе Селезнёвой, служит хорошей отправной точкой при обсуждении двигательных систем кораблей вселенной Алисы в целом.
Во второй главе есть намёки на то, что взлётная установка реактивная, а не гравитационная. Иначе не произошло этого случая с «зайцами», из-за которых корабль «вздрогнул», но «остался на месте» (вес 43 второклассников составляет от одной до полутора тонн при допустимом резерве в 200 кг): тогда притяжение Земли было бы преодолено с лёгкостью. Собственно взлёт, правда, не был описан. Возможно, это действительно какая-то хитрая комбинация воздушного и ракетного двигателей, адаптирующаяся ко всем внешним условиям и усиленная энергией таинственного реактора (его принцип работы, кстати, не был указан, но это может быть особо продвинутый термояд или — ещё интереснее — распад протонов). Втягиваемый воздух даёт дополнительное рабочее тело и окислитель для топлива при атмосферном этапе взлёта (случаев взлёта с планет, имеющих не азотно-кислородную атмосферу, не припомню). Вне атмосферы взлетать, понятно, труднее, хотя сила притяжения на Шелезяке не указывалась, на Луне же она равна 1/6 от земной. (Вопрос о вместимости топливных баков неразрывно связан с реальной конструкцией «Пегаса», но это уже другая тема.) Кстати, «белая огненная полоса», которая «разрезала голубое небо» (глава 19), может быть ни чем иным, как следом от повторного вхождения в плотные слои атмосферы, и не обязательно связана с реактивными двигателями.
Далее, полёт между звёздами. Я бы не стал называть межзвёздный двигатель прыжковым (типа того, что стоит на судёнышке Фуукса в «Миллионе приключений», причём не ясно, откуда он взялся там, если корабль такой старый и маленький), так как не было прямо указано, что перелёт совершается мгновенно (разве что время потребовалось бы на зарядку прыжкового двигателя). Кстати, признаков этого вида ССД (здесь и далее — сверхсветового двигателя) нет и у корабля Третьего капитана, которому понадобилось несколько лет для того, чтобы долететь до соседней галактики (расстояние, скажем, до Большого Магеланнова Облака составляет более 160 тыс. световых лет, что сопоставимо с размерами диска нашей Галактики). Упоминаний о гиперпространстве (вроде того, что фигурирует в «Вавилоне-5»), которое дополняет обычное пространство-время, тоже не нашёл. Значит, остаётся гравитационный двигатель искривления (он же «варп-двигатель», по аналогии со стартрековским), который мог бы работать как в досветовом, так и в сверхсветовом режиме, а также обеспечивать искусственную гравитацию на борту. Использовать варп-двигатель на поверхности планеты или в атмосфере опасно, так как спереди корабля всё будет сжиматься, а сзади — расширяться (если полёт идёт в направлении вперёд), и это грозит повреждениями объектов на поверхности, а также атмосферными возмущениями, которые в свою очередь тоже могут нанести материальный ущерб. Поэтому ССД используется только в космосе, где риск нанести попутный ущерб куда меньше. Поскольку кое-где (по слухам, в «Излучателе доброты»; сам это произведение не читал) упоминается именно гравитационный двигатель, а гравитация — проявление искажения пространства-времени, то вариант с варп-двигателем представляется наиболее вероятным. А так называемое «абсолютное топливо» — галактий — необязательно связано именно с двигателями, но может являться просто более мощным видом топлива для реактора, который в свою очередь питает сверхсветовой двигатель (а он обязательно будет расходовать огромное количество энергии). Ну и двигатели коррекции для небольших манёвров, вроде уклонения от астероидов.
Так что в целом «Пегас», в моём видении, взлетает до орбиты на ракетно-реактивных двигателях, а там уже переходит в основном на гравитационную установку. При этом совсем не обязательно разгоняться до первой космической скорости на взлётном этапе, так что расход топлива для планетарных двигателей можно свести к минимуму. У других кораблей всё может быть по-другому (тот же прыжковый двигатель), но, разобравшись с одним судном, сможем легче разобраться с остальными.
По поводу двигательных установок пока могу рассказать только про «Пегас», такой, каким он изображён в «Путешествии Алисы» («Девочке с Земли»), но это судно, как самое известное в цикле об Алисе Селезнёвой, служит хорошей отправной точкой при обсуждении двигательных систем кораблей вселенной Алисы в целом.
Во второй главе есть намёки на то, что взлётная установка реактивная, а не гравитационная. Иначе не произошло этого случая с «зайцами», из-за которых корабль «вздрогнул», но «остался на месте» (вес 43 второклассников составляет от одной до полутора тонн при допустимом резерве в 200 кг): тогда притяжение Земли было бы преодолено с лёгкостью. Собственно взлёт, правда, не был описан. Возможно, это действительно какая-то хитрая комбинация воздушного и ракетного двигателей, адаптирующаяся ко всем внешним условиям и усиленная энергией таинственного реактора (его принцип работы, кстати, не был указан, но это может быть особо продвинутый термояд или — ещё интереснее — распад протонов). Втягиваемый воздух даёт дополнительное рабочее тело и окислитель для топлива при атмосферном этапе взлёта (случаев взлёта с планет, имеющих не азотно-кислородную атмосферу, не припомню). Вне атмосферы взлетать, понятно, труднее, хотя сила притяжения на Шелезяке не указывалась, на Луне же она равна 1/6 от земной. (Вопрос о вместимости топливных баков неразрывно связан с реальной конструкцией «Пегаса», но это уже другая тема.) Кстати, «белая огненная полоса», которая «разрезала голубое небо» (глава 19), может быть ни чем иным, как следом от повторного вхождения в плотные слои атмосферы, и не обязательно связана с реактивными двигателями.
Далее, полёт между звёздами. Я бы не стал называть межзвёздный двигатель прыжковым (типа того, что стоит на судёнышке Фуукса в «Миллионе приключений», причём не ясно, откуда он взялся там, если корабль такой старый и маленький), так как не было прямо указано, что перелёт совершается мгновенно (разве что время потребовалось бы на зарядку прыжкового двигателя). Кстати, признаков этого вида ССД (здесь и далее — сверхсветового двигателя) нет и у корабля Третьего капитана, которому понадобилось несколько лет для того, чтобы долететь до соседней галактики (расстояние, скажем, до Большого Магеланнова Облака составляет более 160 тыс. световых лет, что сопоставимо с размерами диска нашей Галактики). Упоминаний о гиперпространстве (вроде того, что фигурирует в «Вавилоне-5»), которое дополняет обычное пространство-время, тоже не нашёл. Значит, остаётся гравитационный двигатель искривления (он же «варп-двигатель», по аналогии со стартрековским), который мог бы работать как в досветовом, так и в сверхсветовом режиме, а также обеспечивать искусственную гравитацию на борту. Использовать варп-двигатель на поверхности планеты или в атмосфере опасно, так как спереди корабля всё будет сжиматься, а сзади — расширяться (если полёт идёт в направлении вперёд), и это грозит повреждениями объектов на поверхности, а также атмосферными возмущениями, которые в свою очередь тоже могут нанести материальный ущерб. Поэтому ССД используется только в космосе, где риск нанести попутный ущерб куда меньше. Поскольку кое-где (по слухам, в «Излучателе доброты»; сам это произведение не читал) упоминается именно гравитационный двигатель, а гравитация — проявление искажения пространства-времени, то вариант с варп-двигателем представляется наиболее вероятным. А так называемое «абсолютное топливо» — галактий — необязательно связано именно с двигателями, но может являться просто более мощным видом топлива для реактора, который в свою очередь питает сверхсветовой двигатель (а он обязательно будет расходовать огромное количество энергии). Ну и двигатели коррекции для небольших манёвров, вроде уклонения от астероидов.
Так что в целом «Пегас», в моём видении, взлетает до орбиты на ракетно-реактивных двигателях, а там уже переходит в основном на гравитационную установку. При этом совсем не обязательно разгоняться до первой космической скорости на взлётном этапе, так что расход топлива для планетарных двигателей можно свести к минимуму. У других кораблей всё может быть по-другому (тот же прыжковый двигатель), но, разобравшись с одним судном, сможем легче разобраться с остальными.
Моя жизнь состоит в том, что всякий нуждающийся в помощи заслуживает её, несмотря ни на что. — Асока Тано
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей