"Юаньван-1", построен ещё в 1977 г.:

В середине 90-х в строй вступил "Юаньван-4":

Сегодня пилотируемые полёты обеспечивают однотипные "Юаньван-5" и "Юаньван-6":


Добавлено спустя 3 дня 2 часа 47 минут 26 секунд:
Рассказывая о кораблях, невозможно обойти молчанием борьбу судоходных компаний за "Голубую ленту Атлантики", оказавшую огромное влияние на развитие транспортного судоходства.
Легендарный приз - "Голубая лента Атлантики" (Blue Riband) был учреждён в 1838 г. и присуждался пассажирскому судну, которое быстрее всех пересёчёт Атлантический океан. Приз представлял собой голубой вымпел, поднимавшейся на мачте корабля. В 1935 году в дополнение к вымпелу судовладелец Гарольд Хейлз учредил приз — 45-килограммовый кубок высотой 1,2 м:

Первоначально, точками старта и финиша определялись порты на восточном и западном берегах - Ливерпуль, Плимут и Куинстаун в Англии, Галифакс, Бостон и Нью-Йорк в Америке. Позднее, по мере роста интенсивности движения, точки «старт-финиш» стали определять по маякам Нидлс, Бишоп Рок, Фастнет и Эдисон у берегов Англии (для лайнеров, идущих из Средиземного моря – по траверзу мыса Тарифа в Гибралтаре), а у берегов Американского континента – по плавучим маякам Амброуз, Нантакет и Сандей Хук. Дистанция океанского марафона составила почти 3000 миль (более 5500 километров). Учредителем приза стал британский судовладелец Сэмюель Кунард, основатель компании "Кунард Лайн":

(приз во многом послужил рекламой его судоходной компании). Первым обладателем "Голубой ленты" считается "Британия" - небольшой колёсный пароход, водоизмещением 3100 т. В 1939 г. он пересёк Атлантику за 14 дней и 8 часов, со средней скоростью чуть более восьми узлов.

(Подробнее о ней здесь: http://korabley.net/news/parokhod_brita ... -02-22-489)
Обладание престижным трофеем сулило немалые выгоды - стабильный приток пассажиров, желавших путешествовать на самом быстроходном судне, заказы на перевозку почты и, разумеется, славу. Неудивительно, что очень скоро за приз завязалась ожесточённая борьба. Первым, кто осмелился бросить вызов Кунарду стал американский судовладелец Эдвард Коллинз, которого субсидировало правительство Соединённых Штатов. Лайнеры Коллинза - "Пасифик", "Балтик" и "Арктик", трижды одерживали верх в заочном состязании. Увы, достижения эти были куплены слишеом дорогой ценой.
(Отсюда: http://www.mmxxi.ru/item/97/)Суда Collins Line были настолько прожорливы (почти 90 тонн угля в сутки), что даже полная загрузка не позволяла получить прибыль – все «съедали» эксплуатационные расходы! В 1851 году дефицит компании достиг астрономической суммы – 17 миллионов долларов. Положение компании значительно ухудшилось в сентябре 1854 года. Обладатель «Голубой ленты» пароход Arctic возвращался из Европы с 365 пассажирами, среди которых были жена и двое детей самого Коллинза. 27 сентября Arctic столкнулся с французским пароходом Vesta всего в 50 милях от американского берега. Из пяти шлюпок спастись удалось только двум, и до земли добрались всего 86 человек. В числе погибших оказалась и семья самого Коллинза…
Через полтора года после этого вышедший из Ливерпуля пароход Pacific с 200 пассажирами на борту… исчез. Никаких следов кораблекрушения найти не удалось, и эксперты посчитали, что пароход налетел на айсберг и быстро затонул. Коллинз еще 2 года боролся с судьбой и конкурентами (главным образом с Кунардом). Но даже постройка весьма резвого парохода Adriatic, последнего трансатлантического лайнера с деревянным корпусом, не спасла Коллинза – в 1858 году его компания обанкротилась.
В 60-е годы XIX века в борьбу с Кунардом вступил Уильям Инман. В отличие от Коллинза, стремившегося любой ценой наращивать мощность машин, Инман применял на своих судах последние достижения науки и технологии: его трансатлантические корабли получили железные корпуса, а вместо гребных колёс в движение их приводил винт. Как результат, в 1864 г. "Голубую ленту" завоевал "Сити оф Брюссель" - лайнер компании "Инман Лайн", преодолевший путь от Нью-Йорка до Куинстауна за 7 суток 22 часа и 3 минуты (средняя скорость - 14,66 узлов):

В 1875 г. приз обрёл нового рекордсмена - "Сити оф Берлин" (корабли "Инман Лайн" назывались в честь городов). Это был уже крупный окаенский пароход, длиной 148,9 м. и шириной 13,5 м. Водоизмещение его составляло 5491 тонну, скорость - 15,2 узла:

(С началом Испано-Американской войны в 1898 г. судно было продано правительству США и, переименованное в "Меаду", использовалось в качестве войскового транспорта, доставлявшего американских солдат на Филиппины.)
Тем временем, в Англии объявился ещё один претендент на почести - компания "Уайт Стар". в 1875 г. "Голубую Ленту" выигрывает её судно - пароход "Германик":

Путь от Нью-Йорка до Куинстауна он преодолел за 7 суток 15 часов и 17 минут со средней скоростью 15,7 узла.
В 1885 г. "Кунард Лайн" вернул себе титул обладателя самого быстроходного судна. Лайнер "Этрурия" впервые взял 18-и узловый рубеж на маршруте Ливерпуль - Нью-Йорк, который он покрыл за 5 суток:

Спустя 6 лет верх снова взяла "Уайт Стар", чей "Тевтоник" превзошёл достижение конкурента почти на узел:

С "Тевтоника" и однотипного с ним "Маджестика", спущенных на воду в 1891 году, начинается эра морских гигантов. (Хотя легендарный "Грейт Истерн" превосходил их, он так и остался кораблём-одиночкой, в то время как "Маджестик" с "Тевтоником" проложили дорогу серийным исполинам). Водоизмещение каждого из этой парочки достигло 10143 тонны, при длине 172,6 метра, ширина каждого равнялась 17,6 метров, на испытаниях "Тевтоник" показал 20,4 узла, на маршруте средняя скорость составила 19,5 узлов.
К началу ХХ столетия в борьбу на трансатлантических линиях вступила Германия (до сих пор спор за "Голубую ленту" был исключительной монополией англичан). Немецким дебютом, оказавшимся весьма удачным, стал "Кайзер Вильгельм дер Гроссе", в 1897 году пересекший океан за 4 дня 16 часов 49 минут.

Четырёхтрубный исполин, совершавший плаванья под флагом компании "Северогерманский Ллойд" имел свыше 20 тысяч тонн полного водоизмещения (14349 бутто-регистровых тонн), и развивал свыше 22 узлов хода. Судьба гиганта оказалась трагична: с началом Первой мировой войны корабль был мобилизован и превращён во вспомогательный крейсер, вооружённый несколькими крупнокалиберными орудиями. 26 августа 1914 года близ побережья Западной Сахары его настиг британский крейсер "Хайфлайер", потопивший его в упорном бою.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Kaiser_Wil ... D%E5%F0%29
В последний год XIX века чемпионом Атлантики стал "Берлин", принадлежавший "Гамбург-Америка Лайн":

Его длина превзошла 200 метров, а скорость превысила 23 узла.
http://ru.wikipedia.org/wiki/SS_Deutschland
Два года спустя, в 1902 г., его рекорд побил "Кронпринц Вильгельм", преодолевший Атлантику за 4 дня 18 часов 51 минуту. Это достижение так и осталось непобитым для кораблей с паросиловыми установками. На смену паровой машине постепенно приходил новый двигатель - турбина...
Начало ХХ века прошло под знаком острого соперничества двух великих держав - Великобритании и Германии. Оно проходило не только в сферах политики и экономики. Немецким судоходным компаниям, наверное, впервые удалось потеснить позиции "Владычицы морей" на трансатлантических линиях. Несколько лет подряд, с 1897 г. престижный приз - "Голубая лента Атлантики" переходил от одного немецкого лайнера к другому, что не могло не раздражать гордых британцев. Но что было ещё хуже - одна из ведущих британских компаний "Уайт Стар" попала в руки американского банкира Джона Моргана, не скрывавшего своих прогерманских симпатий. В Британии всерьёз высказывались опасения, что в случае войны с Германией флот "Уайт Стар" мог перейти под германский контроль.
В итоге правительство Великобритании приняло решение предоставить огромную субсидию в 2 млн. 600 тысяч фунтов главному конкуренту "Уайт Стар", компании "Кунард Лайн", на которые фирма заказала два новейших лайнера -"Мавританию" и "Лузитанию".


Британским корабелам впервые удалось превзойти легендарный "Грейт Истерн". Длина "Мавритании"достигала 240 м, ширина - 23,6 м, средняя осадка составляла 10,54 м. "Лузитания была чуть короче и шире - до 26,67 м. Вместимость каждого составляла более 31 500 бутто-регистровых тонн, полное водоизмещение - более 40 тысяч тонн. Силовая установка нового типа - турбины, мощностью 68 000 лошадиных сил - позволяли гигантам развивать невиданную скорость: более 25 узлов. (Так быстро в то время ходили лишь миноносцы).
По планам британского адмиралтейства лайнеры в случае войны должны были использоваться в качестве вспомогательных крейсеров, для чего их палубы получили специальные фундаменты для шестидюймовых орудий. Впрочем, оружие на них так и не было установлено.
В свое первое плаванье «Мавритания» вышла из Ливерпуля 16 ноября 1907 г., показав среднюю скорость 23.69 узла. Судовладельцы эксплуатировали корабль нового типа с большой осторожностью, постепенно, от рейса к рейсу наращивая мощность, отчего «Голубую Ленту Атлантики» "Мавритания" заполучила лишь в сентябре 1909 года. Лайнер пересёк океан за 4 дня 10 часов и 51 минуту со средней скоростью 26 узлов."Мавритания" сохраняла за собой первенство 20 лет (тоже своего рода рекорд, превзойдённый впоследствии лишь лайнером "Юнайтед Стейтс")

("Мавритания" входит в гавань, выполнив первый трансатлантический рейс)
"Лузитания" (на фото)


пребывала в тени своей сестры, пока в 1915 г., во время Первой Мировой войны её не потопила германская подводная лодка.


Катастрофа случилась в Ирландском море. Капитан Тэрнер пытался посадить торпедированный корабль на мель, но "Лузитания" продержалась на плаву всего 18 минут. Во время катастрофы погибло 1198 человек.
В годы войны "Мавритания" некоторое время использовалась как госпитальное судно. Весной 1917 г., со вступлением в войну США она была перекрашена в камуфляж и стала войсковым транспортом, перевозя американских солдат в Европу (беря на борт до 10 тысяч человек в каждом рейсе).

Она продолжила своё занятие и после войны, по-прежнему перевозя солдат, теперь уже в обратном направлении.
С 1919 г. "Мавритания" возобновила трансокеанские рейсы. В 1929 г., после того как корабль проиграл "Голубую ленту" новейшему немецкому лайнеру "Бремен", её перевели на менее престижные круизные рейсы. В этом качестве "Мавритания" прослужила до 1934 г., когда её поставили на прикол, а в следующем году сдали на слом.
Малоизвестные гиганты
Британские "Олимпик", "Титаник" и "Британник" часто называют самыми большими судами в мире, существовавшими в начале ХХ века, но мало кто знает, что ещё до начала Первой мировой войны они уступили первенство своим германским соперникам. Верная своему принципу - не уступить Англии ни в чём - Кайзеровская Германия нашла англичанам более чем достойный ответ, спроектировав и заложив три ещё более огромных судна. Первое из них, спущенное на воду в мае 1912 г. получило название "Император", по имени которого была названа вся серия.

Огромный корабль достигал 276 метров в длину и 29,9 метров в ширину (на 10 метров длиннее и на один метр шире "Титаника"), вместимость судна составляла 52117 тонн, силовая установка мощностью 60 000 лошадиных сил позволяла лайнеру ходить со скоростью 23 узла. Это было меньше, чем у "Мавритании", однако превосходство в скорости уже в те годы не приносило существенного выигрыша. И "Мавритания", и её более тихоходные соперники тратили на переход через Атлантику четверо с половиной суток, выигрыш составлял, в лучшем случае, лишь несколько часов, требуя , однако, более мощной и более прожорливой силовой установки (а первые судовые турбины были ещё несовершенны и расходовали больше угля, чем прежние паровые машины). Немцы сочли, что гнаться за скоростью бессмысленно, куда важней комфорт и пассажировместимость. "Император" принимал на борт до 4234 пассажиров (почти на 2 тысячи больше, чем "Мавритания"), причём для тех, кто плыл в первом классе предусматривалась неслыханная роскошь.


(Обеденный салон и гостиная)
В пятницу 13 июня 1913 года "Император" отправился в свой первый рейс в Нью-Йорк

который на удивление прошёл спокойно и без происшествий. Правда, по итогам первых плаваний с форштевня сняли главную достопримечательность корабля - исполинского бронзового орла

который ухудшал мореходные качества и затруднял швартовку. Все следующие корабли этой серии были без орлов.
Вторым после "Императора" стал "Фатерланд". При его постройке был внесён ряд усовершенствований, главным из которых стало то, что новый лайнер оказался на 13 метров длиннее и приблизительно на 2 000 тонн больше по водоизмещению.


(Некоторые апартаменты первого класса)
В первое плавание "Фатерланд" отправился летом 1914 г. Сараевский кризис и начало Первой мировой войны застали его в Нью-Йорке, и судовладельцы, опасаясь, что при возвращении в Германию корабль будет перехвачен британцами, распорядились, чтобы лайнер оставался в нейтральных США. Там «Фатерланд» укрывался до весны 1917 г., когда Америка вступила в войну на стороне Антанты. Судно было немедленно реквизировано правительством США и использовано для доставки в Европу американских солдат. После войны, при разделе германского флота "Фатерланд" поднял флаг США и, будучи переименован в "Левиафан", стал флагманом американского пассажирского флота.


"Император" был передан английской компании "Кунард" и был переименован в "Беренгарию"

Третий корабль, который должен был называться "Бисмарк" до войны немцы достроить не успели, и он, недостроенный, достался конкуренту "Кунадра", компании "Уайт Стар". В строй он вступил в начале 20-х годов под именем "Маджестик"

Новые хозяева успешно эксплуатировали эти суда более десяти лет (лишний раз подтвердив высокое немецкое качество). Роковой для них стала великая депрессия - из-за кризиса пассажирские лайнеры были поставлены на прикол, а в конце 30-х они отправились на слом. (При этом остов "Беренгарии" из-за начавшейся Второй мировой войны простоял неразобранным до 1946 г.)
После Первой мировой войны рекордсменом Атлантики по-прежнему оставалась "Мавритания" компании "Кунард Лайн", спущенная на воду ещё в 1906 году.

(Интересные фотографии "Мавритании" можно найти здесь: http://humus.livejournal.com/2061573.html)
По итогам войны Германия лишилась большей части своего торгового флота, поделённого между державами-победительницами. Из крупных лайнеров у немцев остался лишь бывший "Дойчланд", переименованный в "Викторию Луизу".

Страна, потерпевшая поражение в войне, за десять неуклонно наращивала свой промышленный потенциал, приступив к возрождению торгового флота. В 1928 году немцы спустили на воду два однотипных лайнера-гиганта: "Европу" и "Бремен"



Их водоизмещение превышало 51 тысячу тонн, длина была более 286 метров. В конструкции их учли опыт создания довоенных "Императоров", но новейшие турбины, мощностью 100000 лошадиных сил позволяли развивать свыше 27 узлов - немцы с самого начала планировали взять реванш над англичанами.16 июля 1929 года «Бремен» отправился в свой первый трансатлантический рейс Бремерхафен — Нью-Йорк. Он достиг Нью-Йорка (плавучего маяка Эмброуз) за 4 суток 17 часов и 42 минуты, показав среднюю скорость 27,83 узлов. Почётный приз вновь перешёл к Германии.
В 1930 г. "Европа" улучшила его рекорд на 36 минут, показав скорость в 27,91 узлов. Весной 1933 "Бремен" в очередной раз завоевал "Голубую ленту", показав в одном из рейсов 28,51 узла, однако в августе того же года он уступил приз итальянцам, построившим в 1931 году лайнер "Рекс"

При водоизмещении 51 тысячу тонн «Рекс» был оснащён турбинами мощностью 136 тысяч лошадиных сил (больше чем на четверть превосходя германских конкурентов). В августе 1933 года он установил рекорд, пройдя северную Атлантику за четыре дня и тринадцать часов, идя со средней скоростью в 28,92 узла. Выигрыш, таким образом, составил десятые доли узла. Некоторое представление об интерьерах лайнера даёт вот это фото

(главный холл)
В 1935 г. в соревнования вступила Франция. Их легендарная "Нормандия" в те годы считалась не только самым быстроходным, но и, по мнению многих, самым изящным и красивым




(капитанский мостик "Нормандии")
Подробнее о "Нормандии" здесь: http://lord-k.livejournal.com/203922.html
Размеры "Нормандии" поражали воображение: длина - 313 метров, ширина - 35 метров, полное водоизмещение – около 83-х тысяч тонн. Турбины, мощностью 165 тысяч лошадиных сил, позволяли судну-исполину развивать свыше 30 узлов. 4 июня 1935 года корабль побил скоростной рекорд, пройдя Атлантику за 4 дня, 3 часа и 2 минуты.
Позднее, в ходе ожесточённой борьбы с английским лайнером "Куин Мэри", "Нормандия" первой преодолела 31-узловый рубеж, однако в 1936 г. она всё-таки уступила английской "королеве", которая преодолела трансатлантический маршрут за 4 дня и 27 минут, показав максимальную скорость 31,69 узла.
"Куин Мэри":

Построив этот корабль, компания "Кунард" вернула себе вновь "Голубую ленту Атлантики", утраченную семью годами ранее. А лавры самого огромного в мире судна у французов отобрал второй кунардовский лайнер - "Куин Элизабет":

Его водоизмещение превысило 83 тысячи тонн.
Судьба была жестока к гигантам межвоенной эпохи. В марте 1941 года в порту Бремерхафена сгорел «Бремен» (предполагается умышленный поджог), его обгорелый остов был разобран после войны. «Европа» счастливо пережила войну и при очередном разделе флота досталась французам. Переименованная в «Либертэ», она проходила под французским флагом до конца 60-х годов, после чего была сдана на слом. "Нормандия", с началом войны укрывавшаяся в нейтральных США повторила судьбу германского "Фатерланда". В декабре 1941 года, после вступления в войну, правительство США конфисковало судно. Выдворив французскую команду и, переименовав "Нормандию" в "Лафайет", американцы приступили к переоборудованию лайнера в войсковой транспорт. 9 февраля 1942 г. на борту "Нормандии" вспыхнул пожар, и спустя несколько часов из-за ошибочных действий пожарных, разливших на палубах слишком много воды, корабль опрокинулся у пирса.

В 1944 г. «Нормандию» подняли, но лишь затем, чтобы отправить на слом.
"Рекс" в 1943 году, после капитуляции Италии был захвачен немцами и отбуксирован в Триест. Англичане, опасаясь, что немцы используют лайнер для переброски войск, разбомбили его в 1944 году.

После войны итальянцы строили планы по подъёму и восстановлению корабля, лежащего у самого берега, но Югославия, к которой отошла эта территория после войны, памятуя об итальянской оккупации, не позволила сделать это, и в 1947 году "Рекс" был разобран на металл. http://shipwiki.ru/sovremennye_korabli/ ... _line.html
Гордость британского флота, "Куин Элизабет" в конце 60-х пошла с молотка. Приобретённая гонконгским бизнесменом и переименованная в "Сиуайз юниверсити" ("Морской университет" - предполагалось использовать её в качестве плавучего университета) она сгорела в гавани Гонконга в 1972 году. После пожара её остов разбирали на металл несколько лет.

До наших дней посчастливилось дожить лишь "Куин Мэри", которая ныне является гостиницей в американском городе Лонг-Бич.
