8 января 2009

Когда-то мы умели летать…

Опубликовал: | рубрики: Наука и техника, Прошлое |

Недавний юбилей не был удостоен должного внимания — о нём попросту мало кто вспомнил… Кто-то этого просто не знает, кто-то уже успел забыть. Но мы с нашим стремлением к Прекрасному Далёко это обязаны помнить, поэтому давайте вернёмся во времени на 20 лет назад.

15 ноября 1988 года весь мир облетела новость — советский многоразовый космический корабль «Буран» был выведен на орбиту ракетой-носителем «Энергия», сделал виток вокруг земного шара и совершил посадку в полностью автоматическом режиме. Такого не могли добиться даже американцы — при приземлении из «Шаттлов» штурвал в руки берёт пилот.

95806.jpg
Разработка «Бурана» начиналась в период строгой секретности, заканчивалась — в эпоху гласности. Можно только сожалеть, что руководители советской космической отрасли с огромным опоздание получили возможность дать оценку общей расстановке сил и достижений в космонавтике. Первенство по разработке многоразовых комплексов было отдано американцам даже без попыток конкурировать — в то время в СССР было отдано предпочтение другому, тоже важному, направлению — работе с орбитальными станциями. И следует сказать, что успехи были большими, и даже американцы вели разработки своих орбитальных станций, учитывая успехи СССР.

В своё время были даже сомнения в необходимости этого проекта, но само развитие космонавтики продиктовало его необходимость — «Буран» имеет слишком широкие возможности для его использования, такие как вывод на орбиту грузов и экипажей, запуск объектов с уникальным оборудованием, научными инструментами, существующими в единичных экземплярах, доставку оборудования с отработавших спутников на Землю (особенно это актуально для атомных установок). А при создании на орбите крупных комплексов космический самолёт просто незаменим.

Кто видел «Буран» тогда, вскоре после запуска, задумывались, почему это вдруг наши конструкторы решили скопировать американский «Шаттл». Но это не так — похожими были лишь внешние контуры корпуса, которые диктуются законами аэродинамики, не оставляя места фантазии конструктора. А вот основных принципиальных отличий много, и самое главное то, что «Space Shuttle» — единый блок, он пригоден только для вывода космического аппарата на орбиту. Наша же «Энергия» способна доставлять самые разнообразные грузы, поднимая за один раз около 100 тонн. Есть куча и конструктивных различий, но самое главное, о котором уже упоминалось — наш «Буран» умел летать в полностью беспилотном режиме, таким и был его первый полёт.

Первый полёт «Бурана» планировался на 29 октября — к 70-летию комсомола. Всё шло по плану, но за 51 секунду до старта система безопасности перестала формировать команды на подготовку к запуску. Что же случилось? Как оказалось при дальнейших проверках, одна из мачт с аппаратурой управления, отходила от ракеты медленнее, чем было заложено в программе. Наземные компьютеры зафиксировали отклонения от нормального режима, и дали команду на прекращение дальнейших операций, иначе ракета при старте могла задеть мачту. После неудачной попытки решили не спешить — ведь старт экспериментальный, подобных ему ещё не было. Ждали недолго — 15 ноября старт прошёл без малейших замечаний. После посадки один из конструкторов схватился за голову: «Боже мой, я не верю, у меня в детстве радиомодели по кругу так точно не летали».

Дальнейшая судьба проекта была печальной. Тогда ещё успели начать подготовку пилотов космического самолёта (среди которых был и первый украинский космонавт Леонид Каденюк), и даже начать строительство ещё нескольких аппаратов. Но в 1993-м году проект был закрыт, а отряд космонавтов распущен в 2002-м году, через 9 лет после закрытия проекта. Судьба же уникальных аппаратов незавидна:

  • 1.01 «Буран» — совершил полёт 15 ноября 1988 года, находился в монтажно-испытательном корпусе на космодроме Байконур. Полностью уничтожен в результате обрушения корпуса 12 мая 2002 года.
  • 1.02 «Буря» — планировался для совершения второго полёта в автоматическом режиме с выполнением стыковки со станцией «Мир». В настоящее время установлен в экспозиции музея на космодроме.
  • 2.01 , названия не было — на момент закрытия проекта степень готовности составляла, по различным оценкам, от 30% до 50%. До 2004 года находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, а в 2004-м году перевезён на причал Химкинского водохранилища для временного хранения.
  • 2.02, 2.03 — степень готовности была очень малой, изделия были разобраны.

95818.jpg Значительная часть технической информации о ходе полёта недоступна сегодняшнему исследователю, так как была записана на магнитных лентах для компьютеров БЭСМ-6, исправных экземпляров которых не сохранилось. Частично воссоздать ход исторического полёта можно по сохранившимся бумажным рулонам распечаток на АЦПУ-128 с выборками из данных бортовой и наземной телеметрии.

На некоторых фотографиях на борту космического самолёта видно надпись не «Буран», а «Байкал». Почему так получилось? Начальное название проекта было именно «Байкал», но кто-то из высокопоставленных чиновников решил, что название тихого озера не отражает стремления в космос, и было решено подобрать другое название — отражающее мощь, силу… Перед стартом еле успели зарисовать старую надпись и нанести новую.

Вспоминая «Буран», невозможно не вспомнить и другой проект — самолёт Ан-225 «Мрія», который тоже скоро будет отмечать юбилей — 21 декабря 2008 года исполнится 20 лет со дня первого полёта этого уникального самолёта. К счастью, этому проекту повезло больше, чем «Бурану» — самолёт существует, и даже летает. Пока что создан только один экземпляр этого самолёта, второй строится в настоящее время.

В настоящее время «Мрія» является самым тяжёлым самолётом в мире, когда-либо поднимавшимся в воздух. А по размаху крыльев её превосходит только Hughes H-4 Hercules, который поднимался в воздух только раз.

Изначально Ан-225 строился как транспортная система для перевозки «Бурана», а также для доставки различных компонентов космического-корабля и ракеты-носителя от места производства и сборки к месту старта. И ещё одна важная задача, которая ставилась перед этим самолётом — доставка «Бурана» на космодром в случае его приземления на одном из запасных аэродромов.

Но по мере развития космонавтики, которое всё же в некоторой мере наблюдалось и в последние годы перестройки, перед этим самолётом ставили ещё одну задачу — использование его в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля. Такая задача требовала грузоподъёмности не менее 250 тонн.

Специалисты из ОКБ Антонова справились с задачей на «отлично». В значительной мере быстрому созданию самолёта способствовало использование узлов из предыдущей их модели — Ан-124-100 «Руслан». Такое использование, помимо решения основных задач, позволило сделать этот самолёт универсальным. Чтобы представить себе его возможности, нужно знать, что он может поднять:

  • 16 десятитонных универсальных авиационных контейнеров УАК-10;
  • 50 легковых автомобилей;
  • Большие грузы весом до 200 тонн (турбины, генераторы, самосвалы «БелАЗ» и т.д.).

На Ан-225 было установлено множество мировых рекордов, в том числе и рекорд взлётного веса и грузоподъёмности. 22 марта 1989 года Ан-225 совершил уникальный полёт с грузом 156,3 тонны, в котором было одновременно побито 110 мировых авиационных рекордов, что уже является своеобразным рекордом. Конечно, Ан-225 создавался не для установления рекордов, но масштаб и необычность задач, которые стояли перед его конструкторами, привели к созданию уникального по своим размерам самолёта.

В настоящее время потребность в мире в таких самолётах очень малая, так что для Ан-225 долго ещё суждено оставаться самым большим самолётом в мире.

Когда его выкатили из ангара, большие размеры поразили практически всех членов приёмной комиссии… Также вызвало удивление его название… Но всё было логично — сверху дали команду: «Поскольку этот самолёт был создан на украинской земле, пусть и название носит украинское»… Название дали «Мрія», что на украинском означает «мечта». Вот жаль только, что генеральный конструктор Олег Константинович Антонов до первого взлёта своей мечты не дожил…

Да, мы когда-то умели летать… Мы просто это забыли… Но мы вспомним, обязательно вспомним…

В материале использованы фотографии из журнала «Техника — молодёжи» № 1 за 1989 год. Дополнительную информацию можно также найти на сайте проекта «Буран».

См. также обсуждение на форуме.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.


flash time widget created by East York bookkeeper